Графика pixabay.com
Основная проблема российской экономики – хроническое, нарастающее отставание и от развитых, и от некоторых развивающихся стран, технологическая деградация. Но главное, что хотят противопоставить такому вызову российские власти, – это разговоры о необходимости достижения темпов экономического роста выше мировых. Хотя, как уже предупреждают в том числе близкие к власти стратеги, те нацпроекты, которые были сформированы в рамках нового майского указа президента, не решают эту задачу.
Возможно ли в условиях нарастающей изоляции достижение такой цели только за счет внутренних ресурсов? Стратеги отвечают: «Нет». Так, выступая в этом году на Гайдаровском форуме, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин указал, что одного внутреннего спроса недостаточно для выведения экономики РФ на мировые темпы роста. По его мнению, необходимо увеличение экспорта.
Поводы для таких выводов, казалось бы, есть. По оценкам Высшей школы экономики, в 2018-м ВВП РФ вырос на 1,9% (или на 2,1% с учетом пересмотра статистики по строительству). Произошло это «на фоне благоприятной внешнеторговой конъюнктуры», оживших цен на нефть. «Темп роста экспорта товаров и услуг повысился до 5,4%, внеся основной вклад в прирост ВВП. Рост внутреннего спроса, напротив, сильно замедлился», – отмечают они.
Правда, за счет только сырьевого экспорта настоящий прорыв не совершить. Но может ли Россия предложить что-то конкурентоспособное миру или даже отдельно взятому Китаю, кроме сырьевых товаров, – вопрос. «Чтобы… встроиться в цепочки мировой добавленной стоимости, нам необязательно производить самим многие конечные продукты, нам достаточно поставлять лучшие компоненты, – поясняет Кудрин. – Но тогда нам нужно улучшение отношений с другими странами». Красивые рассуждения, пока больше похожие на утопию.
Нужно не только улучшение международных отношений, но и совершенно иные подходы внутри страны к экономическому управлению. Сейчас российские власти во главу угла поставили вопрос чистой арифметики. По их мнению, успех будет зависеть от того, как именно посчитать динамику российского ВВП, а заодно, видимо, и мирового.
Однако не темпы экономического роста должны быть в повестке дня, а долгосрочные предпосылки для экономического развития. Потому что – теоретически – стоит нефти начать стремительно дорожать, как для сырьевой экономики РФ вопросы темпов роста сразу станут не актуальными, рассуждения о каком-либо конкурентоспособном несырьевом экспорте покажутся глупостью – и такая эйфория продлится до нового обвала нефтяных цен.
Между тем о долгосрочных предпосылках – о создании благоприятной микросреды, условий для функционирования предприятий и рынков, о снятии барьеров для выхода на рынок, для доступа к финансовым и иным ресурсам, о поощрении инновационной деятельности – не слышно. Вместо этого общественности скармливают мемы о мировых темпах роста (аналог набившей оскомину фразы «Догнать и перегнать»), о технологическом рывке, который никак не расшифровывается (что именно под ним понимается?).
Когда стратегические документы при детальном рассмотрении оказываются не более чем пустышками, такие мемы уже не просто смешат, они раздражают. Когда основной целью становится достижение определенных темпов роста (цифры в отчете), а не долгосрочное экономическое развитие, предполагающее институциональные изменения, – тогда этот особый путь приведет разве что к экономическому тупику.
комментарии(0)