Прошедший год был необычайно насыщенным событиями, которые имеют потенциал оказаться трендообразующими. Или проще – предопределят среднесрочные перспективы экономического, политического, социального и международного развития РФ.
За пару недель до президентских выборов грянул скандал с «делом Скрипалей». Он помог консолидировать электорат вокруг Путина, ведь российский президент выглядел ввиду тотального отсутствия доказательств со стороны Британии невинной жертвой злобного навета. Жертв наш народ любит. Путин получил 76,67% голосов.
Такой результат ошеломил даже критиков режима. О Путине заговорили в терминах иррациональной мистической «силы правды». Как известно, более всего почитаемой на просторах России. И очень скоро президенту предложили воспользоваться рекордным рейтингом для проведения никогда не популярной пенсионной реформы. Тема ошибки Ельцина, который не воспользовался своим 90-процентным рейтингом для быстрых и радикальных реформ, до сих пор витает в головах разнообразных мыслителей-рыночников. Плохо подготовленная атака на пенсионный возраст лишь доказала, что успех реформ не в их внезапности, а в качестве подготовки.
Качества не было, аргументация отсутствовала. Неудивительно, что Путин потерял в рейтинге 20%.
Прошедший год подводит к мысли, что избрание Путина сулит гражданам стабильность в краткосрочной перспективе при стагнации доходов и долгосрочную неопределенность. Система власти, выстроенная Путиным, носит характер до такой степени подогнанной под его личный вкус системы сдержек и противовесов, что перехватить ее без потерь не удастся никому. Ни преемнику, ни сменщику.
Обещанный Путиным в Послании прорыв и темп роста в два раза выше среднемирового за 10 истекших месяцев не нашел подтверждения практикой.
Прошедший год во всем мире продемонстрировал затухание влияния традиционных партийных сил на политическую повестку. То, что интересует гражданское общество, благодаря Интернету и социальным сетям становится самым влиятельным фактором социальной и политической нестабильности. При этом, как в случае с «желтыми жилетами» во Франции, протестующим не нужен вожак. Людей на улицу выводит тема, проблема, позиция.
Протест против мусорных полигонов в Волоколамске и Балашихе – из этого ряда. Подобная стремительная трансформация источников протеста выявила отсутствие у власти адекватного набора инструментов быстрого и гибкого реагирования на такие события. Ведь шельмовать участников митингов нельзя, потому что они – народ.
Еще одним знаковым явлением уходящего года стало нарастание мощи «мягкой силы» протеста в противостоянии с силой грубой, силой власти. В комичной и почти буквальной форме это проявилось в «дуэли» Навального и Золотова. Традиционно влиятельные люди в обществе в условиях интернет-коммуникации образованных людей стремительно теряют политический вес и способность противостоять оппонентам.
Год запомнится и расколом в Православной церкви, враждой РПЦ с Константинополем и Киевом. Керченский мост, предопределивший конфликтность в Азовском море, может стать символом не только единства, но и длительного разрыва с братским народом.
ЧМ-2018 по футболу удался и порадовал всех, даже русофобов. Но долгосрочного воздействия на имидж и репутацию страны в мире не оказал.
Новый год в России – всегда новые испытания на прочность. Верю, что мы их выдержим. С минимальными потерями в семейной и личной жизни.
Удачи вам, дорогие читатели «Независимой газеты»!
комментарии(0)