Фото Jasper Juinen/Bloomberg via Getty Images
Обещания, данные президентом Эмманюэлем Макроном в ходе недавнего обращения к нации в связи с протестами «желтых жилетов», не удовлетворили участников масштабных манифестаций. Прошедший уик-энд продемонстрировал, что общество сохраняет достаточный протестный потенциал, несмотря на то что опросы общественного мнения (данные OpinionWay) фиксировали среди граждан удовлетворение предложенными им уступками: повышением минимального уровня заработной платы (SMIC), премией в конце 2018 года, освобождением людей пенсионного возраста от одного из обязательных налоговых сборов и другими мерами. Для того чтобы снизить протестный накал, глава французского государства фактически решился на увеличение социальных трат, хотя неоднократно давал понять: истоки всех экономических проблем Пятой республики лежат в социалистическом устройстве национальной экономики.
В своем заявлении, которое было обнародовано накануне манифестаций 15 декабря, представители «желтых жилетов» открыто называют предложенные Макроном меры недостаточными для того, чтобы повысить покупательную способность населения. Протестующие требуют от исполнительной власти новых социальных трат, а также выдвигают одним из условий снижение зарплат членам правительства. Что примечательно, протестное движение, получившее за последние недели огромную популярность среди французов, ждет от правительства уже не только расширения социальных мер, но и возможностей для политического самовыражения. В своих требованиях «желтые жилеты», которые по-прежнему подвергают критике высшие эшелоны французской власти, говорят о необходимости признать принцип референдума гражданской инициативы (RIC), который бы вовлек французское общество в процесс законотворчества и позволил контролировать исполнительную ветвь власти. Этот призыв был виден и на транспарантах участников манифестаций, прошедших в минувшие выходные.
Говоря о гражданской инициативе, нельзя не обратить внимания на главное, что показали «желтые жилеты». Это непонимание того, что хочет власть. В своей реакции на введение экологического сбора на топливо французская улица пошла по привычному пути, который продиктован национальной политической традицией. Руководству страны приписали планы ограбить население, обвинили его в потакании богатым и в ультимативном порядке потребовали от него увеличить налоговую нагрузку на состоятельных граждан. Но экология – лишь часть амбициозных планов Макрона. Франция остается чемпионом Европы по объему социальных расходов. В 2016 году страна потратила 714,5 млрд евро на соцобеспечение. Это 32,1% от национального ВВП, в то время как средний показатель для других стран ЕС составляет 27,5%. Налоговые сборы в стране (46% от ВВП) на треть больше, чем средний показатель стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития. При этом культура протестов привела к тому, что работники имеют огромные права, а Трудовой кодекс перенасыщен правилами.
Однако безработица и уровень бедности в стране остаются сравнительно высокими. Именно для того, чтобы решить эти проблемы, Макрон инициировал поэтапную программу реформ.
Когда в прессе анализируют протесты «желтых жилетов», нередко говорят, что для французского лидера они стали сюрпризом. Выступления Макрона еще предвыборного периода свидетельствуют, что он изначально был готов на непопулярные реформы, которые откладывались предыдущими лидерами в долгий ящик. И подтвержденное им недавно намерение продолжить курс на экономическую трансформацию вопреки протестам означает, что президент согласен принести свой и без того падающий рейтинг в жертву. Это, пожалуй, и отличает его от обычных французов, которые мечтают преодолеть экономический тупик, но отказываются жертвовать чем-либо.
комментарии(0)