Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Уже звучала мысль о том, что резонансные голосования вроде всенародного присвоения аэропортам имен великих людей предназначены для канализации нерастраченных эмоций, которые могли бы сопровождать реальные политические выборы. Вероятно, именно с этой целью завершившееся 4 декабря онлайн-голосование организовали так, чтобы выборы проходили не внутри региона, а вся страна могла поучаствовать в наименовании каждой воздушной гавани. Вроде бы безопасно: обсуждаются кандидатуры не действующих персон, а мертвые, пусть и прославленные души.
Однако из развлекательного мероприятия проект перерос в политическую схватку. В Горно-Алтайске никак не могут признать минимальное преимущество Николая Рериха, пеняя на «вброс» голосов столичных интеллектуалов. В Калининграде местным балтийцам оказался не по нраву философ Иммануил Кант. Оскомину оставила победа последнего русского императора, отрекшегося от престола, Николая II, над советским полярником Иваном Папаниным в Мурманске.
Даже в городе результаты голосования вызвали жестокие прения и расколы. Вспыхнула маленькая «гражданская война» между членами областной Общественной палаты (ОП), которые провели 5 декабря круглый стол. Председатель ОП Юрий Мананков обвинил коллег и журналистов в лоббировании одного мнения, сообщают местные СМИ. В ответ общественники отказали в поддержке своему председателю.
Лидер мурманских общественников в чем-то прав. Процедура интернет-голосования сопровождалась кампанией в консервативно-клерикальных СМИ, широко транслировавших обращения депутата Госдумы Натальи Поклонской. Она призвала своих земляков активно отдавать голоса за экс-императора. В кампанию включилось православное движение «Сорок сороков», печально известное неоднозначной общественной деятельностью. Отечественные эрзац-монархисты «обнаружили» в биографии Папанина краткий эпизод, когда он возглавлял ЧК в Крыму. В ответ «красные» припомнили царю Николаю «Кровавое воскресенье» и Ленский расстрел.
В общем, склока мгновенно охватила всю страну, по крайней мере ее политически активный центр. Это обстоятельство немало попортило примирительный настрой, который власти пытаются задавать обществу начиная со 100-летия революции 1917 года. Если и был замысел сместить эмоциональный накал из Москвы и Петербурга в далекий заполярный Мурманск, он точно не удался. Почитатели Романовых с торжеством заявляют о существовании в стране множества сторонников православной монархии.
В этой истории просматриваются и церковные «ушки». Не считая ассоциации историко-патриотических интернет-выборов с неиссякающим просветительским проектом «Россия. Моя история», в заявлениях РПЦ в эти дни тоже звучали монархические нотки. 5 декабря по случаю 10-летия кончины патриарха Алексия II его пресс-секретарь Владимир Вигилянский словно бы случайно обмолвился, что ныне покойный глава РПЦ в частной беседе признавался в своих монархических взглядах. Незадолго до этого действующий патриарх Кирилл обсуждал с екатеринбургским митрополитом состоявшиеся в епархии минувшим летом Царские дни. Тогда отмечали крестными ходами и массовыми молебнами 100-летие расстрела семьи Николая II. Те июльские дни с их якобы 100-тысячными шествиями верующих монархисты приводят в доказательство того, что идея православного самодержавия любезна сердцам россиян.
Николай II безвинно «влип» в современную историю – как Сталин чуть было не победил в конкурсе «Имена России» в 2008 году, а мечеть «Сердце Чечни» едва не стала символом России в 2013-м. Тогда понадобились «рукотворные чудеса» организаторов конкурсов, чтобы избежать конфуза. Вряд ли и в этот раз на пользу стране пойдет попытка пережить трагические мгновения ее истории в виде фарса.
комментарии(0)