0
2991
Газета От редакции Печатная версия

27.11.2018 20:33:00

Об административной и рыночной моделях губернаторских выборов

В ситуации низкого рейтинга властей придется или увеличить предложение кандидатов, или фактически вернуться к назначению глав регионов

Тэги: местные выборы, губернаторы, партии, ер, кпрф, лдпр, рейтинги


местные выборы, губернаторы, партии, ер, кпрф, лдпр, рейтинги Фото агентства городских новостей "Москва"

В минувшие выходные в стране, как всегда, прошли выборы местного уровня. В девяти регионах менялись главы муниципальных образований и депутаты. Первое место сохраняется за «Единой Россией», на втором месте по общему зачету, но с существенным отрывом – самовыдвиженцы. Удачи оппозиционных парламентских партий единичны.

При этом рейтинг ЕР, измеренный, например, фондом «Общественное мнение» (ФОМ), уже достиг отметки в 32%, что является самым минимальным значением. И хотя ближайшие соперники – КПРФ и ЛДПР – следуют за ЕР с отставанием в 2–2,5 раза, «на земле» разница между партией власти и оппозицией получается уже космической.

То есть как будто и не было единого дня голосования 9 сентября, после которого в четырех регионах были объявлены вторые туры губернаторских выборов. И как будто не вышло так, что это внезапное для власти возрождение протестного электората привело к победе оппозиционных кандидатов, кстати, не самых сильных. Приморье по большому счету тоже в этом ряду, хотя там и объявлены новые выборы.

Как представляется, на низовом уровне выборами, по сути, оформляются заранее достигнутые договоренности между разными властными и экономическими группами. Основой для этого является административный ресурс, который ставит избирателя перед фактом отсутствия альтернативных предложений. Недаром на муниципальных кампаниях показатели явки уже давно достигли самых глубин.

«Политические» выборы горсоветов, заксобраний и особенно губернаторов традиционно оформляются по более сложной схеме. Там договоренности и борьба элит за влияние тоже имеют важное значение, но прикрывается это высоким уровнем доверия людей к президенту, из которого якобы и вытекает легитимность доминирующего положения ЕР.

И в последние годы это сложилось в схему предварительного назначения главой государства врио губернаторов, которые потом и избирались как бы исключительно на его поддержке. Причем они набирали проценты иногда даже и побольше, чем текущий показатель авторитета президента, но это считалось вполне допустимым. Однако теперь ФОМ показывает президентский рейтинг всего-то на уровне 45%.

И как в таких условиях проводить свои выборы руководителям регионов? Политически скромно не превышать данной планки – это попадать в непредсказуемые вторые туры, взлетать сильно выше – покушаться на приоритет лидера нации в обладании народной любовью.

До начала избирательной кампании 2019 года, которая опять затронет почти половину субъектов РФ, остается немногим более полугода. Губернаторы меняются в 16 регионах, при этом в 8 из них баллотируются те самые президентские выдвиженцы. Да и действующие губернаторы, как нарочно, подобрались не самые сильные – большинство из них на различных «биржах» котируются невысоко.

К этой ситуации федеральному Центру можно было бы подойти по-рыночному. Низкий рейтинг власти означает слабый интерес избирателей к имеющемуся предложению, а значит, надо бы его разнообразить - сделать выборы реально более конкурентными. Как уже показала практика, в победах системных оппозиционеров ничего страшного нет.

Правда, чтобы такие победы перестали быть эпизодическими, требуется пересмотр кланового характера российской власти – и есть большие сомнения, что на это кто-то пойдет. Так что если рыночное регулирование избирательных кампаний Кремлю все-таки не подходит, то остается один путь – переход к уже открытому административному распределению руководящих постов в регионах между группами влияния.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
279
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
365
Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Игорь Субботин

Израиль хочет создать буферную зону, свободную от проиранских группировок

0
429
Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Владимир Скосырев

Москва и Дели ищут путь к устранению дисбаланса в торговле

0
387

Другие новости