Фото сайта www.president.gov.ua
МИД РФ назвал инцидент с тремя украинскими судами в Керченском проливе результатом провокации Киева. В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что Украина рассчитывала еще больше настроить Запад против РФ, дать повод для новых санкций, а Петру Порошенко в такой обстановке проще проводить свою предвыборную кампанию.
Порошенко между тем провел экстренное заседание Совета безопасности, они приняли решение ввести в стране военное положение и передали его на утверждение в Верховную раду. Там голосование было назначено на вечер понедельника 26 ноября. Режим военного положения, согласно украинским законам, предоставляет власти широкие полномочия: можно закрывать СМИ, запрещать собрания и деятельность политических партий. Представители фракции «Блок Петра Порошенко» в Раде сообщили журналистам, что и выборы президента, намеченные на 31 марта, могут перенести на осень. Самому Порошенко с его проблемным рейтингом это дало бы шанс на переизбрание.
У нынешнего украинского президента, когда он в 2014 году, после майдана и на волне событий в Крыму и Донбассе, боролся за власть, была репутация прагматика, бизнесмена. Однако он не смог набрать очки на социально-экономической повестке. Страна переживает экономический кризис, и Петр Порошенко держится на дискурсе конфликта с Россией, по большому счету ставя свое политическое будущее в зависимость от него.
В политике часто выигрывает тот, кто контролирует или определяет повестку. Это хорошо понимают как в Москве, так и в Киеве. Санкции и давление Запада неприятны и крайне неудобны для России. Но они позволяют российской власти смещать фокус с экономических проблем или объяснять их неизбежность, оправдывать. Эскалация конфликта с Москвой никак не улучшает положение дел в самой Украине. Однако образ «врага у ворот», актуальность борьбы с ним – все это дает киевским властям возможность отсрочить решение внутренних проблем. Публично-политическая логика и в России, и в Украине такова: на войне командующих не меняют. Если для решения политических задач нужна эскалация, то цель может оправдать средства.
Можно ли решить проблему Донбасса? Обнулить, полностью преодолеть антагонизм между Киевом и русскоязычным населением самопровозглашенных республик – едва ли. Но добиться подвижек, прогресса – можно. Для этого нужна политическая воля с обеих сторон. Эта воля может диктоваться ответственностью и оценкой последствий и ограничиваться конъюнктурными и актуальными электоральными соображениями. Нужно ли спешить решать проблему Донбасса, если из-за непрекращающегося конфликта в регионе вся страна де-факто живет в атмосфере войны, а президент – это прежде всего главнокомандующий, от которого ждут бескомпромиссности? И нужно ли спешить решать проблему Донбасса, если «защита русских» – беспроигрышная карта и политический ресурс, к которому можно прибегнуть при неблагоприятной внутренней конъюнктуре? Киев и Москва научились жить с конфликтом и использовать его.
Судя по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Москва в связи с керченским инцидентом не ждет со стороны Запада никаких сенсаций: тот, как утверждает глава российского МИДа, придерживается тактики полной поддержки киевской власти. «Жестко призываем западных спонсоров Киева все-таки угомонить тех, кто пытается сейчас на военной истерии заработать политические очки в связи с предстоящими выборами или прочими событиями на Украине», – заявил Лавров. В том, что украинская власть захочет и сумеет найти пользу в новой эскалации конфликта, сомневаться не приходится. Но и для российской власти смещение акцента с социально-экономической повестки на повестку внешнеполитическую и конфликтную может оказаться кстати. Политики конфликтующих стран могут мыслить и реагировать синхронно, даже не отдавая себе в этом отчета.
комментарии(0)