Графика pixabay.com
Показателей, по которым отслеживается ситуация в российской экономике, все больше, но ясности, что с ней происходит, – все меньше. Паспорта национальных проектов, разработанные в рамках нового майского указа президента, могут стать очередным фактором экономической неопределенности.
Двенадцать нацпроектов по ключевым направлениям (от демографии до международной кооперации) и комплексный план расширения магистральной инфраструктуры включают в себя в совокупности 116 целевых показателей. Из них 87 показателей (это 75%) – абсолютно новые и статистически не наблюдаемые. Об этом предупреждала Счетная палата. «Большинство методик (расчета. – «НГ») будет представлено в четвертом квартале следующего года. Мы на протяжении года не будем видеть четких ориентиров выполнения этих национальных программ», – уточнял глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Кроме того, как показал анализ, исполнители нацпроектов с учетом туманных 116 показателей должны за период с 2019 по 2024 год обеспечить достижение в общей сложности более чем 2 тыс. различных результатов.
С одной стороны, ведомства всех уровней рискуют погрязнуть в бюрократической волоките и подсчете огромного количества никому не понятных и неверифицируемых показателей. С другой стороны, все это создает благоприятные условия для статистических манипуляций с целью выслужиться перед большим начальником. Есть риск, что из бюджета будут выделяться деньги не на развитие, а на красивые отчеты, не имеющие ничего общего с реальностью.
Эти опасения не беспочвенны. Ведь те показатели и методики, которые в России уже разработаны и внедрены в практику, тоже вызывают сомнения у общественности, бизнеса и экспертов. Например, в одном из прошлых – от 2012 года – майских указов президента была поставлена задача: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) к 2020 году. И до сих пор не утихают споры, что считать такими местами. Судя по методике Росстата, к ВПРМ относятся все замещенные рабочие места предприятия, на котором среднемесячная зарплата работников равна установленному пороговому значению или превышает его. В качестве критерия для отбора предприятий устанавливается пороговое значение среднемесячной зарплаты работников на одно замещенное место. Представители бизнеса указывали, что отчасти это странный подход, не учитывающий квалификацию сотрудников и качество производимых ими товаров и услуг.
Другой пример. На прошлой неделе Ростуризм сообщил, что, «согласно представленным субъектами РФ данным, внутренние туристские потоки в нашей стране этим летом выросли более чем на 25%». Представители «Опоры России» указывали на сомнительность методики. «Туристский поток» заявлен как один из главных показателей успешности реализации федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Но он, по мнению «Опоры России», «не позволяет получать достоверную информацию, так как допускает «двойной счет» туристов». Предприниматели сообщили о случаях двойного учета и постояльцев гостиниц, и посетителей музеев.
Примеров немало: расчет более привлекательного для отчетов показателя средней зарплаты (вместо медианной), опора на данные бирж труда при оценке обеспеченности всех желающих существующими вакансиями, опора только на ту отчетность, которую предоставляют сами предприятия, при анализе ситуации с задержками зарплат и т.д.
Такие и подобные им неточности вводят в заблуждение и граждан, и бизнес относительно реального положения дел и дальнейших перспектив отрасли, региона и в целом страны.
комментарии(0)