Фото pixabay.com
Особые экономические зоны (ОЭЗ) за годы своего существования так и не стали локомотивами для региональных экономик. За почти 13 лет своего существования они показали свою эффективность в одном – в выкачке бюджетных средств. На каждый привлеченный в ОЭЗ инвестиционный рубль пришлось семь бюджетных рублей. А стоимость создания одного рабочего места приближалась к 10 млн руб. Подобное соотношение очень сложно назвать эффективным.
Территории со специальными налоговыми режимами существуют практически повсеместно: США, Китай, Корея. Однако в одних странах они функционируют и приносят доход национальным экономикам, а в других – они больше напоминают этакие бюджетные пылесосы. К примеру, китайские экономические зоны только за первый год своего существования увеличили приток прямых иностранных инвестиций в страну на 60%. Ничего подобного за почти 13 лет существования ОЭЗ не произошло в России. Наоборот, особые зоны в большей степени лишь поглощали выделяемые на них бюджетные средства.
При этом в одном только Китае на сегодняшний день существует 100 особых зон, включая и зоны свободной торговли. Численность резидентов каждой из них превышает несколько тысяч. В России же было создано 36 ОЭЗ в 31-м субъекте РФ. Однако треть из них так и не начала работу, несмотря на то что бюджет успел израсходовать на них миллиарды рублей.
На сегодняшний день в стране все еще действует 25 зон в 22 регионах, и только 3 из них формально можно считать эффективными. При этом только в период с 2006 по 2018 год общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 млрд руб. 131,4 млрд руб. пришлось на федеральный бюджет и почти 70 млрд – на средства субъектов РФ.
10 же из 25 действующих на сегодняшний день зон аудиторы Счетной палаты не могут признать эффективными даже формально. Из федерального бюджета на их развитие было выделено свыше 55 млрд руб., тогда как объем привлеченных ими инвестиций составил скромные 7,6 млрд руб., сообщали они.
Не создали особые зоны и новых рабочих мест. Мало того, создание только одного рабочего места в ОЭЗ стоило бюджету в среднем около 10 млн руб. То есть в среднюю зарплату в России за 25 лет, говорилось в докладе Контрольного управления президента РФ об эффективности особых зон.
Почему же в одних странах удается создать некие «точки» ускоренного экономического развития, тогда как в других странах эти «точки» становятся больше похожи на бюджетные воронки, в которых тонут миллиардные средства. Возможно, в механизме ОЭЗ как в капле воды отразилась вся структура отечественной экономики: отсутствие развитых рынков и конкуренции, коррупция, кумовство. Получается, что условные налоговые льготы в особых экономических зонах в РФ не смогли перевесить тех рисков, которые могут получить резиденты в РФ. К примеру, успеху тех же китайских «зон развития» в большей степени способствовало не собственно открытие технологических парков, а следующая за ним либерализация экономики. В российском случае все ограничивается «декларациями о намерениях».
Сейчас же российские чиновники с ОЭЗ переключились на другие инструменты ускоренного развития. Так, с 2015 года в РФ действует закон о территориях опережающего развития (ТОР). Резиденты этих территорий также получают более чем весомые налоговые льготы. Однако это изменение больше похоже на смену вывески, ведь никаких фундаментальных преобразований вслед за ним не произошло. Сами чиновники новый механизм пока что считают действенным. Однако, по расчетам, резиденты только одной из дальневосточных ТОР перечислят до 2025 года налогов на 15,5 млрд руб., тогда как бюджетные траты на создание этой территории оказываются на 11,8 млрд больше. И не исключено, что через пару лет ТОР повторят судьбу ОЭЗ.
комментарии(0)