0
3258
Газета От редакции Печатная версия

13.09.2018 20:27:00

Государство как киномонополист

Министерство культуры продолжает резко вмешиваться в дела отрасли

Тэги: минкульт, протекционизм, кинематограф, законопроект, репертуар, кинотеатры

On-Line версия. Обновлено 22:18 13.09.2018

минкульт, протекционизм, кинематограф, законопроект, репертуар, кинотеатры Фото pixabay.com

Минкульт продолжает протекционистскую линию в отношении отечественного кинематографа. Ведомство опубликовало законопроект об ограничении количества сеансов каждого фильма в день до 35%. Закон может вступить в силу с будущего года. По мнению Минкульта, такая мера должна обеспечить многообразие релизов в репертуаре кинотеатра. За нарушение закона кинотеатром предполагается установить штраф от 100 до 200 тыс. руб., за повторное – до 500 тыс. руб.

Инициатива новых поправок в закон, по сути, встает в один ряд с намеченными Владимиром Мединским насильственными мерами по отношению к иностранному кино в российском прокате с целью повышения сборов и престижа национальной отрасли. Министр культуры крайне негативно относится к голливудскому контенту в кинотеатрах и не раз называл его «монополией, ведущей к загниванию». И ограничение по его процентному соотношению в прокате обсуждается не первый год. В прошлом году Мединский отмечал, что европейские дистрибьюторы заполняют до 50% общего проката под один фильм, вынуждая прокатчиков остальные картины показывать в неудобное, то есть неприбыльное время.

Ситуация действительно требует изменений. Однако пути ее исправления предлагаются неоднозначные, а чаще – губительные для отрасли. Так, одно из предложений, которое было, к счастью, отменено – законопроект об увеличении стоимости прокатных удостоверений до 5 млн, который якобы сделал бы льготу для «слабых» игроков рынка, но при этом очистил бы рынок от низкокачественного продукта. Но цифра абсолютно неподъемная (цена удостоверения всегда равнялась 3500 руб.), хотя сумму и обещали отдавать Фонду кино на финансирование отечественного кинематографа. Такой закон очевидно ударил бы по авторскому и фестивальному кино.

Процентное ограничение в прокате тоже чревато последствиями: как отмечают эксперты, кинопрокатчики могут потерять мотивацию к развитию бизнеса, хотя в России по сравнению с другими странами и так наблюдается дефицит киноэкранов. Есть и оговорки: как работать кинотеатрам в провинции, где показывают по два сеанса в день? Или кинотеатрам определенного формата, в которых один фильм показывается на всех сеансах?

Как рассказали "НГ" в дирекции сети "КАРО", динамика предыдущих лет показывает естественный прирост доли отечественного кино в прокате. Сами сети заинтересованы в росте российского кино не просто в доле от общих сборов, а в фактических сборах, что и является критерием успеха. Но данный законопроект не способствует решению общей задачи.

Новые поправки в закон Минкульт называет антимонопольными мерами – действительно, при введении определенного ограничительного процента каждый фильм будет иметь равные шансы и выбор останется за зрителем. И порицаемые из года в год голливудские блокбастеры по определению не смогут занять все залы и сеансы. Разумным выглядит и тот факт, что в случае с однозальными кинотеатрами (чуть более 41% об общего числа кинотеатров) тот же процент будут считать не ежедневно, а ежемесячно.

И все-таки лазейка для дополнительного регулирования сверху остается. В самом документе отмечается, что требования не распространяются на национальные фильмы, а Минкульт, хоть и опроверг неверно понятую информацию о том, что лимит в 35% будет касаться только иностранных картин, и заявил, что речь и об отечественных, тем не менее отмечает, что некоторые российские фильмы, видимо, могут быть освобождены от исполнения данных правил.

Таким образом, не исключено повторение историй с длинными прокатами (как, к примеру, с фильмом «Движение вверх»), переносом даты релизов, увеличением количества сеансов. Иными словами, всем тем, что в последние годы принято называть «поддержкой российской кинематографии» и что на деле оказывается прямым вмешательством, пусть и с благими намерениями, в кинопрокатный рынок (и к тому же, как показывает практика, только отвращает публику от российского кино). И о каких антимонопольных мерах можно говорить, если монополистом в вопросе формирования прокатной сетки в итоге оказывается само государство?     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Екатерина Трифонова

На примере судов техническая оснащенность других госорганов тоже вызывает сомнения

0
2275
Муниципальную реформу опять подвесили

Муниципальную реформу опять подвесили

Иван Родин

В условиях СВО принято политическое решение – стабильность важнее денег

0
4574
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3251
Иноагентов переквалифицируют в политических шпионов

Иноагентов переквалифицируют в политических шпионов

Иван Родин

Уголовный кодекс будет широко трактовать понятие деятельности против безопасности РФ

0
4080

Другие новости