Фото pixabay.com
По России покатилась волна уголовных дел, связанных с размещением в соцсетях содержания, которое квалифицируется правоохранителями как экстремистское. Сразу несколько подобных расследований ведется в настоящее время в Барнауле. 6 августа прошло первое заседание суда над Марией Мотузной, которую обвиняют в использовании мемов и картинок, оскорбляющих священнослужителей и представителей иных рас. Возбуждено уголовное дело в отношении барнаульца Андрея Шашерина, который разместил в соцсети картинку с патриархом Кириллом и Христом. Ранее житель того же города Даниил Маркин стал фигурантом уголовного дела за сохранение коллажа, где персонаж «Игры престолов» Джон Сноу сравнивался с Христом.
В день суда над Мотузной Русская православная церковь призвала к примирению сторон в делах об оскорблении чувств верующих. В заявлении Московского патриархата нет упоминания конкретных барнаульских историй, но звучит совет обвиняемым признать свою вину. Вы покайтесь перед церковью и следователями – а верующие проявят милосердие и вступятся за «грешников». Вот такую сделку предлагает церковь своим критикам.
Заявление РПЦ не отличается милосердием на фоне призывов проявить к обвиняемым барнаульцам сострадание. Корпорация Mail.ru Group выступила за амнистию осужденных из-за репостов и «лайков» в соцсетях и декриминализацию подобных случаев. «Зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на записи в комментариях или мемы в ленте оказывается немотивированно жесткой», – говорится в заявлении корпорации.
Ранее Владимир Путин дал поручение Общероссийскому народному фронту провести анализ использования в правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности» в связи с вопросом депутата Госдумы Сергея Шаргунова на «Прямой линии». Шаргунов обратил внимание президента на неправомерную борьбу с экстремистскими репостами и «лайками» в соцсетях. «Не нужно доводить все до маразма и до абсурда», – ответил Путин.
В конце июля Шаргунов сотоварищи внесли в парламент законопроект об отмене уголовного наказания за экстремистские репосты в Интернете. Они предложили убрать из 282 статьи УК упоминание СМИ и Интернета, а уголовное наказание заменить на штрафы или кратковременный административный арест. Однако правительство проект не поддержало.
В обществе складывается убеждение, что борьба с экстремизмом, необходимая в интересах любого социума, вырождается в «охоту на мышей». Уголовные дела возбуждаются в таких случаях, когда виновные не наносят значимого ущерба окружающим. Да, оскорбления, особенно на расовой и национальной почве, недопустимы. Но это вопрос воспитания нового поколения, которое в основном и оперирует мемами и коллажами в соцсетях, а не уголовной практики.
Соцсети стали значимым способом распространения информации. Однако если тот или иной ресурс не превращается в организатора акций неповиновения или насилия, если он не несет призыва к антизаконным действиям, управление им не должно караться как опасное деяние. Сатира, даже грубая и бестактная, оскорбительная или несправедливая, не должна приводить на тюремные нары.
Ситуации, когда за репост или «лайк» молодые люди оказываются на скамье подсудимых, их жилища подвергаются обыску, а они сами – допросам, выстраивают стену непонимания между государством и новым поколением, которое воспринимает свободу высказывания как естественное право. За свое стремление к свободе, даже чрезмерное, они уж точно не должны каяться перед следователями, даже если те крепко воцерковлены.
комментарии(0)