Фото pixabay.com
Чтобы разойтись с американцами по торговым пошлинам, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал на прошлой неделе Дональду Трампу, что Европа построит еще больше терминалов для импорта из США сжиженного природного газа (СПГ). Это также должно успокоить американцев по поводу излишней зависимости от трубопроводных поставок газа из России (в прошлом году доля «Газпрома» составила уже 36%).
Соединенные Штаты с начала 2016 года отправили в Европу более 40 грузов СПГ, и это около 10% экспорта американского СПГ. Трамп уверяет, что его страна может и хочет поставлять больше (по некоторым оценкам, речь может идти о 10–30 млрд куб. м, притом что Европа потребляет больше 500 млрд, из которых «Газпром» поставляет свыше 190 млрд).
Впрочем, увеличение количества терминалов в Европе не обязательно приведет к росту импорта именно американского топлива. Россия также наращивает производство и экспорт СПГ.
В РФ СПГ производится с 2009 года примерно по 11 млн т ежегодно. Запущенный в декабре 2017 года «Ямал СПГ» в августе прирастет второй очередью, а до начала 2019-го обещают запустить третью, всего на 16,5 млн т. Вместе с другими проектами это будет уже под 30 млн т, с этим количеством РФ может войти в пятерку крупнейших в мире производителей.
С недавних пор Америка сама стала покупать российский газ: в воскресенье специализированные агентства сообщили, что танкер с газом от «Ямал СПГ» идет через Атлантический океан прямиком к Восточному побережью США. И это уже третья партия.
Получается, что новые терминалы Юнкера могут пригодиться и российским поставщикам. В декабре 2017-го одна из первых партий с Ямала пошла как раз в Европу, в Великобританию. Из-за сильных холодов там случился первый за восемь лет дефицит топлива, промышленные предприятия переходили на режим экономии, цены достигли пика за последние 12 лет. Британские СМИ выразили протест против покупки российского газа, но холод не тетка, пришлось греться им.
А вот здесь возникает коллизия, и на авансцену выходит главный конкурент российского сжиженного газа – российский же «Газпром». Компания поставила в 2017 году в Великобританию 16,3 млрд куб. м газа, и это, между прочим, четвертый результат среди всех западноевропейских импортеров и примкнувшей к ним Турции.
Еще весной «Газпром» обратился в правительство с предложением исключить конкуренцию российского сжиженного и трубопроводного газа на экспортных рынках. Под это определение попадает не только Европа, но и Китай, куда «Газпром» тянет «Силу Сибири», а «Ямал СПГ» недавно торжественно доставил свою продукцию по восточному плечу Севморпути.
В «Газпроме» аргументировали, что любой поставленный на европейский рынок кубометр СПГ из РФ автоматически приводит к уменьшению на такое же количество газа из российской трубы, и предлагали развитие отрасли СПГ осуществлять поэтапно.
Судьба этого предложения неизвестна. А вот эксперты считают, что если отказ от угля и АЭС будет продолжен, то Европе потребуется 200–300 млрд куб. м дополнительного импорта, и эти объемы можно обеспечить только за счет мобилизации всех источников. На это в «Газпроме» почти всерьез предлагали построить третий «Северный поток».
Аналитики уверяют, что главным препятствием для поставок американского СПГ в Европу является не нехватка терминалов, а более низкие цены в первую очередь на российский трубопроводный газ. По ценам «американец» уступает также СПГ из Катара и... России.
Если «поэтапность» применяться не будет, то у российского СПГ есть шанс занять очень серьезную долю на мировом рынке этого вида топлива.
комментарии(0)