Фото Chris Ratcliffe/Bloomberg via Getty Images
Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки, сколько бы ее ни критиковали из-за отсутствия результатов, не прошла даром. У лидеров России и США возникло желание продолжить диалог и достичь конкретных договоренностей.
Во всяком случае, сразу после Хельсинки Трамп поручил помощнику по национальной безопасности Джону Болтону пригласить Путина в Вашингтон в сентябре. Потом Госдепартамент уточнил, что российского президента желают видеть после промежуточных выборов в Конгресс 6 ноября. Видимо, любое явление Путина в США перед выборами означало бы новое «вмешательство» России. И, наконец, Болтон объявил о переносе встречи на 2019 год – после того, как закончится «охота на ведьм». Так в администрации США называют расследование спецпрокурора Роберта Мюллера о том, имел ли место сговор предвыборного штаба Трампа с Москвой в ходе выборов в 2016 году.
В свою очередь, Путин по окончании саммита БРИКС в Йоханнесбурге в пятницу сообщил, что у Трампа есть приглашение приехать в Москву, а сам он готов посетить Вашингтон при создании «соответствующих условий». Приезд президентов в гости друг к другу вывел бы отношения Москвы и Вашингтона на иной уровень.
Американского лидера можно сколько угодно уличать в непоследовательности и противоречивости заявлений. Но свои предвыборные обещания он старается соблюдать. Один из таких посылов – «поладить» с Россией. Неудивительно, что Путин назвал большим плюсом то, что Трамп стремится к выполнению своих обещаний.
Президент США, правда, заявил, что может стать «злейшим врагом» Путина в случае, если отношения Москвы и Вашингтона не сложатся. К подобным аллегориям Трамп прибегает весьма часто. Тем более что эту фразу можно трактовать и иначе: теперь лидерам просто деваться некуда – надо налаживать отношения, чтобы не стать врагами.
Между тем для нормализации российско-американских отношений благих пожеланий и воли президентов явно недостаточно. В Конгрессе США уже выступили против проведения «тайных встреч» между Трампом и Путиным. Член Палаты представителей от Демократической партии Шейла Джексон Ли внесла в субботу резолюцию, в которой призывает Трампа предоставить Конгрессу на согласование любое соглашение, достигнутое в Хельсинки.
Госсекретарь США Майкл Помпео на слушаниях по России в Сенате заявил, что администрация целенаправленно сохраняет в секрете детали встречи тет-а-тет, чтобы иметь возможность в будущем вернуться к этим переговорам и достичь прогресса.
Результаты таких переговоров могут оказаться полезными не только для обеих стран, но и для всего мира, убежден Путин. В качестве примера он привел перспективы продления Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. «Если сегодня не начать переговоры, то в 2021 году этот Договор СНВ-III прекратит свое существование», – предупредил президент РФ. Что касается урегулирования в Сирии, то ему и Трампу нужно удовлетворить интересы всех государств региона: и самой Сирии, и Ирана, Израиля, Турции, Иордании, Ливана, Египта. Все это, по словам Путина, – предмет переговоров и даже споров, но их нужно вести, тем более что «по телефону обо всем не скажешь».
Впрочем, реакция в США на переговоры Трампа с Путиным вновь показала, что Россия является там сейчас сугубо внутриполитической темой. Ни одна из международных проблем, которые затрагивались в Хельсинки, практически не упоминается, а вся дискуссия сводится к попыткам уличить Трампа в измене.
комментарии(0)