Фото Chris McGrath/Getty Images
После встречи президентов РФ и США в Хельсинки эксперты бросились наперебой обсуждать возможность того, что Владимир Путин и Дональд Трамп якобы договорились снизить градус напряженности в отношениях между двумя странами, перестав запугивать друг друга ядерным оружием. Кто-то даже стал праздновать победу (над США, разумеется). Однако, как представляется, эксперты слишком поторопились: ядерный компромисс между Москвой и Вашингтоном пока вряд ли возможен, так как в отличие от России, уделявшей развитию стратегических ядерных сил (СЯС) первоочередное внимание, Америка, почивая на лаврах победы в холодной войне, эту область вооружений забросила.
Сравним для наглядности:
– наземные СЯС: РФ – созданы новые «многозарядные» межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) шахтного и мобильного базирования «Ярс», на подходе – тяжелая МБР «Сармат» плюс гиперзвуковой ядерный боевой блок «Авангард»; США – мобильных комплексов нет, в шахтах стоят старые «Минитмены 3», последний из которых поступил в войска в 1978 году, разработка новой МБР – только задана, а испытания гиперзвуковых боевых блоков не удаются (да и блоки-то неядерные);
– морские СЯС: РФ – ударными темпами строятся новые ракетоносцы проекта 955/955А с новыми ракетами «Булава», плюс наращивается группировка носителей крылатых ракет большой дальности (КРБД) «Калибр», которые могут оснащаться ядерными боевыми частями (ЯБЧ); США – старые подлодки типа «Огайо», пусть и с модернизированными ракетами, «Томагавки» – неядерные, разработка нового ракетоносца только началась, а разработка новых КРБД лишь задана;
– стратегическая авиация: РФ – старые, но модернизированные самолеты, но с новыми ракетами, плюс идет создание нового самолета; США – тоже старые самолеты, но еще и старые ракеты, а разработка новых - только начата;
– «нетрадиционные» средства поражения: РФ – на разной стадии создания находятся ядерный «Посейдон», КРБД «Буревестник» с ядерным двигателем и ЯБЧ, АРК «Кинжал», а при разрыве Договора РСМД можно еще и быстро поставить на колеса «Калибры»; США – ничего похожего нет вообще.
Что может предложить Вашингтон взамен на отказ Москвы от каких-то из этих разработок? Да ничего. А если Трамп и решит что-то махнуть не глядя, то Конгресс и Пентагон быстро поставят его на место (как с Космическими войсками).
Есть и другой вопрос: способна ли Россия потянуть те программы, коими она пугает США? Что, если те откажутся от переговоров? Ведь в Вашингтоне не могут не понимать, что все это – оружие первого удара или в крайнем случае ответного и последнего. И если Россия ни на кого нападать не собирается и США на нее не собираются нападать, то зачем лишать Москву удовольствия тратить колоссальные средства, нанося удар по своей экономике?
Впрочем, даже если Москва и Вашингтон и решат обуздать свои ядерные амбиции, остается та самая умная обезьяна, которая сидит на дереве и с чувством глубокого удовлетворения наблюдает за тем, как внизу дерутся два тигра.
Речь – о Китае, обладающем крупным арсеналом ядерных вооружений: МБР шахтного, мобильного и морского базирования; противоавианосные БР (видимо, с ЯБЧ); КРБД разных видов базирования – все с ЯБЧ. Создано или создается гиперзвуковое ударное вооружение и оружие для войны в космосе. И никто не знает, сколько на самом деле у Пекина ядерного оружия и его носителей. Китай не единственный, кто наблюдает за борьбой тигров. Есть еще ряд стран с ядерным оружием и средствами его доставки: Великобритания, Франция, Индия и Пакистан. Не стоит забывать и об Израиле.
Вот почему переговоры по ядерным вооружениям в формате Россия–США не только бесперспективны, но еще и вредны для обеих сторон. Проводить их следует как минимум с участием Китая, а лучше – в формате Россия–НАТО–Китай–Индия–Пакистан. Да и Израилю пора сказать, есть у него ядерная бомба или нет, и если есть – тоже подключиться к переговорам либо стать «ядерным изгоем».
комментарии(0)