Фото с официального сайта Московского Патриархата / Олег Варов / patriarchia.ru
В связи со 100-летием гибели семьи Николая II в обществе наметились ожидания, что связанные с этой датой мероприятия могут стать поворотной точкой в осмыслении событий прошлого, вынесения каких-то оценок тоталитарным идеологиям, жертвами которых стали миллионы русских людей. Мероприятия в Екатеринбурге носили в основном церковный характер. Поэтому ждали, что церковь скажет хоть что-нибудь о тоталитаризме. Общественная, тем более религиозная организация, казалось бы, гораздо менее зависима от советского политического наследия, чем государственная власть.
Однако ничего подобного не случилось. Накануне так называемых Царских дней председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) обронил несколько слов о том, что хорошо бы переименовать Свердловскую область, названную в честь большевика, которого считают одним из отдавших приказ о расстреле царя и его семьи. Митрополита поддержал глава Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, который даже придумал название: Уральская область. Однако всем хорошо известно, что неоднократные попытки инициировать переименование московских топонимов, связанных с именем Петра Войкова, еще одного предположительного палача царской семьи, неизменно наталкивается на упорное сопротивление граждан.
Сама церковь не дает примера решительных действий в отношении осуждения тоталитарного прошлого. Накануне Царских дней в Екатеринбурге прошел Синод РПЦ. Казалось бы, символическое значение места проведения собрания епископов очевидно. Надо было бы что-то сказать о судьбе царской семьи, о судьбе России под властью большевиков. Но нет, повестка Синода оказалась совершенно оторванной от локации. Не обсуждался даже вопрос о признании церковью останков царской семьи, погребенных в Петропавловском соборе в Петербурге. Следственный комитет сообщил об окончательной уверенности, подтвержденной многочисленными экспертизами. Но и это не возымело никакого действия. Прозвучало обещание года через два вернуться к этому вопросу на Архиерейском соборе. Создается впечатление, что церковь сознательно не желает подводить итог советской эпохе, как и в случае с забальзамированным телом Ленина, оставляя разрешение всех этих неудобных проблем на неопределенное будущее.
Зато из уст патриарха Кирилла прозвучало обвинение народа в тех бедах, которые его постигли и, возможно, еще постигнут в будущем. «Такие преступления, как совершенное здесь, не могут быть случайными, – сказал глава РПЦ в проповеди в храме на месте расстрела семьи Николая II. – За этим преступлением нечто стояло, за ним есть некая коллективная вина всего народа». Что же это «нечто», в чем состоит коллективная вина народа? Оказывается, в утрате «реальной духовной связи с церковью», что бы это ни значило. «Чуждые мысли, чуждые идеалы, чуждое мироощущение, сформированное под влиянием философских и политических теорий, не имевших ничего общего ни с христианством, ни с нашей национальной традицией и культурой, стали восприниматься и интеллигенцией, и аристократией, и даже частью духовенства как мысли передовые, следуя которым можно изменить к лучшему жизнь народа», – заявил патриарх.
Что церковь неизменно провозглашает – так это благополучие России в текущий политический момент. Месяцем ранее патриарх Кирилл сообщил, что мы переживаем «время расцвета наших городов… неуклонного развития всех сторон нашей жизни». Раз так – церковь всецело поддерживает ту систему власти, которая крепка в настоящий момент. Сегодняшняя российская власть во многом зиждется на политическом и институциональном фундаменте советской власти, утвердившей свою гегемонию ценой больших жертв. В том числе и жертвой царской семьи, и новомучеников РПЦ. Но пепел Клааса не стучит в сердца под рясами.
комментарии(0)