Фото из аккаунта "Новости КПРФ" в Facebook
Стало известно, что КПРФ не будет выдвигать своих кандидатов на губернаторских выборах как минимум в трех регионах: Омской и Новосибирской областях, а также в Красноярском крае. Вероятно, коммунисты откажутся бороться еще и за пост главы Алтайского края.
Заблаговременный самоотвод КПРФ в Сибири примечателен хотя бы потому, что в этой части России у них, как правило, высокий рейтинг. Есть и вполне осязаемые политические успехи. Анатолий Локоть – действующий мэр Новосибирска. Сергей Левченко – действующий губернатор Иркутской области. Ни тот и ни другой не были назначены на свои посты, они выиграли выборы, причем победили кандидатов от партии власти.
В начале июня отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний оценил возможности прохождения муниципального фильтра кандидатами от партии в тех регионах, где в сентябре состоятся выборы. В Новосибирской и Омской областях кандидат-коммунист проходил бы фильтр «уверенно». В Красноярском крае позиции потенциального выдвиженца оценивались как «довольно сильные».
В Москве партия «Яблоко» устроила целое избирательное шоу, в котором Сергей Митрохин был все равно выдвинут кандидатом в мэры, хотя и проиграл праймериз. Это объяснялось тем, что у него больше шансов преодолеть муниципальный фильтр, чем у Якова Якубовича. Другими словами, даже для вполне системных политических партий фильтр остается главной проблемой, если они хотят участвовать в выборах. У коммунистов в трех вышеназванных регионах этой проблемы нет. Путь свободен. Но они отказываются выдвигаться.
Источники в партии сообщают журналистам, что не играют в поддавки с властью, не меняют участие в выборах на какие-либо преференции и кресла, предпочитают заниматься реальной повесткой, а не заведомо бесперспективными кампаниями. Под реальной повесткой, в частности, подразумевается референдум по пенсионной реформе. КПРФ совместно с «Левым фронтом» хочет его инициировать и надеется на поддержку либеральных партий.
Весьма маловероятно, что власть согласится провести такой референдум. Исходя из этого, сложно понять, почему подготовку плебисцита в КПРФ считают перспективным действием, а участие в губернаторских выборах – нет. Впрочем, возможно, здесь и понимать ничего не нужно.
КПРФ – партия вполне системная, успешно встроенная в политическую конъюнктуру и истеблишмент. При этом коммунисты всегда подчеркивают, что они против власти. КПРФ де-факто обладает самым мощным оппозиционным ресурсом в стране. Власть в 2012 году вернула прямые губернаторские выборы. Крупнейшая оппозиционная партия, кажется, просто обязана в них участвовать не только потому, что это единственный смысл существования любой политической структуры, но и потому, что тем самым укрепляется и процедура прямого голосования. На деле же коммунисты помогают превратить эту процедуру в фарс, восстановить практику фактического назначения глав регионов, при которой выборы становятся ритуалом, не более.
Последняя «Прямая линия» с президентом Владимиром Путиным в очередной раз показала, что абсолютно во всех российских регионах существуют социально-экономические проблемы, серьезные вопросы к местному руководству, аудитория для оппозиционных кандидатов и партий. Власть как будто сама подсказывает оппозиции, чем ей следовало бы заняться. Президент и правительство определили повестку на ближайшие шесть лет как для всей страны, так и для отдельных регионов. Обозначены проблемные точки. Определены объемы инвестиций. Это настоящая «дорожная карта» для оппозиции. Не пользоваться ею означает терять политический нюх и инстинкт, из нормальной партии превращаться в опору той самой системы, которую КПРФ критикует с высоких трибун.
комментарии(0)