Фото агентства городских новостей "Москва"
Начался 100-дневный отсчет до единого дня голосования 9 сентября. Это значит, что в регионах уже могут приступить к объявлению избирательных кампаний.
Выборы губернаторов должны пройти в 22 субъектах РФ, а в еще четырех они будут утверждены парламентами. Также готовы к переизбранию 16 заксобраний и 11 гордум административных центров.
Кстати, 31 мая у президента Владимира Путина опять был так называемый региональный день. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков уточнил, что новых кадровых решений не будет. Но вообще-то на этой неделе глава государства подписал девять указов об отставках и назначениях.
Были определены врио в тех регионах, бывшие губернаторы которых заняли посты в федеральном правительстве. Тюменской и Амурской областям, а также Ямало-Ненецкому округу новых начальников пришлось подождать целую неделю. Утвердил Путин и отставки глав Якутии, Магаданской области и Алтайского края – тут же оперативно определившись с их сменщиками.
То есть это был очередной раунд обновления губернаторского корпуса, который, возможно, еще и не завершился. Отставки, происходящие до 10 июня, будут означать, что в этих субъектах РФ также начинается предвыборная гонка.
Пока из всех 22 губернаторских кампаний 15 официально называются досрочными выборами, а одна – в Магаданской области – является такими выборами по сути дела. Губернатора там сняли с должности прямо накануне забега.
Эти пять «рокировок» не выглядят столь значительно, как результаты кадрового цунами в сентябре 2017-го, после которого назначенные Путиным врио появились сразу в 10 регионах. Но нынешние отставки сильно отличаются от прошлогодних. Президентским выдвиженцам не дается никакой форы, они сразу включаются в борьбу.
Конечно, у мэра Якутска взятие поста главы республики, видимо, не вызовет больших затруднений. Но трудно представить, чтобы человек, только что работавший мэром Нижнего Тагила, был полностью уверен в своей неминуемой победе в Магаданской области. А бывший первый замгубернатора Красноярского края серьезно не сомневался в том, что он легко справится и с Алтайским.
Очевидно, что если они – и многие другие – на это все-таки соглашаются, то под жесткие гарантии успешного прохождения выборной процедуры. И хотя, понятно, путинские решения для значительной части электората являются определяющими, но все же без применения админресурса все это не обходится.
Так что неудивительно, что практически все губернаторские выборы происходят по референдумному сценарию. Ведь оппозиционные партии, даже если захотят, не имеют шансов привлечь серьезные местные фигуры, которые согласились бы конкурировать с назначенцами из Москвы.
А ведь еще пару лет назад Путин, которого жители одного из регионов принялись благодарить за хорошего врио губернатора, подчеркнул, что тому, мол, предстоит выиграть выборы. Но теперь возвращенную на волне протестов 2011–2012 годов процедуру прямых выборов глав регионов федеральный Центр, не отменяя, полностью дезавуировал.
И объективно для России она, видимо, не очень годится. В стране, изначально устроенной централизованно и иерархично, нелогично предоставлять право народной легитимности кому-то еще, кроме самого главного начальника. Кстати, большая часть губернаторов превратилась в чиновников уже в начале 2000-х – до формальной отмены их выборов.
Может ли Путин повторить свое решение от 2004 года? Очевидно, может, но вряд ли будет – президент теперь явно предпочитает чисто инерционные сценарии. И в этом случае вряд ли будет по-другому. Ну и, кроме того, не надо забывать, что вообще-то в законе записано право каждого субъекта РФ ввести у себя формат утверждения своего главы через голосование в Заксобрании.
комментарии(0)