На фото коллегия Федерального агентства по делам молодежи. Фото сайта fadm.gov.ru
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) теперь будет подчиняться не одному из министерств, а непосредственно премьеру. Соответствующий указ на прошлой неделе подписал президент РФ Владимир Путин. Конечно, воспринимать структуру нового правительства как систему сигналов о замыслах власти можно лишь условно. Тем не менее политические обозреватели сходятся на том, что молодежная политика становится одним из приоритетов власти на ближайшие шесть лет, что наверху озабочены участием молодых и даже юных граждан в митингах оппозиции и хотят перенаправить протестную энергию в русло волонтерства, социальной активности.
Долгое время молодежная политика власти предполагала создание движений вроде «Наших» или «Молодой гвардии». Это было в то время, когда за внутреннюю политику в администрации президента отвечал Владислав Сурков. Молодежные движения были призваны отвоевать улицу у оппозиции. У лидеров и самых заметных представителей этих структур появилась перспектива политической карьеры. Другими словами, политика стала вариантом профессии, настоящим социальным лифтом.
И власть, и оппозиция при этом исходили из того, что привлекательным для молодежи может оказаться исключительно молодой кандидат, который лучше понимает проблемы нового поколения. На практике мы видим, что это не всегда так. Например, одной из очевидных ценностей для молодых людей сегодня является свобода коммуникации, а следовательно, свободный Интернет. Это не связано с тем, что новое поколение поголовно либерально, не поддерживает никаких ограничений из принципа и т.д. Просто речь идет о среде, в которой люди чувствуют себя комфортно. Если комфорт пытаются ограничить, люди возмущаются.
В Госдуме последних созывов было – и остается – немало довольно молодых людей, в том числе и выходцев из прокремлевских движений «сурковского» периода. Все они постоянно пользуются Интернетом и соцсетями. Но это вовсе не значит, что в Думе было или есть лобби свободного Интернета. Молодые депутаты, как и депутаты постарше, в едином порыве поддерживают инициативы, расширяющие контроль силовых органов над Сетью.
Это лишь один пример. Однако связка «молодой политик – интересы молодежи» работает далеко не всегда. На политика или чиновника влияет контекст. Очень легко представить себе молодого губернатора, который руководит регионом в российской глубинке, направляет ресурсы на поддержку традиционного электората власти и не развивает среду, интересную молодежи. Он молод, но пытается сохранить статус-кво и не решает проблемы своего поколения.
Или, допустим, политик получает в управление современный мегаполис, в котором образованная молодежь составляет значительную часть активного населения. В этом случае совершенно неважно, сколько политику лет. Он будет вынужден трансформировать городскую среду, делать ее удобной для молодых людей, а также создавать технопарки, развивать связь, поддерживать сферу услуг, современные IT-компании и т.д. В противном случае он рискует упустить город или регион.
Политику не обязательно быть молодым, чтобы чувствовать современные веяния и отвечать на запросы нового поколения. Условные Макрон и Трюдо далеко не всегда помогут молодежи больше, чем условные Меркель или Трамп. Тридцати- или сорокалетний политик красивее улыбается и лучше продается. Но его возраст не так уж много говорит о его будущих решениях и действиях. И для того чтобы решать свои проблемы, молодежи необязательно идти в политику, отказываясь от обычных профессий. Достаточно иметь канал постоянной коммуникации с властью, возможность влиять на нее, критиковать, а при необходимости – менять.
комментарии(0)