Фото сайта kremlin.ru
В день вступления президента Владимира Путина в должность главы государства был представлен президентский указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который уже окрестили новым майским указом. Новый документ основной целью ставит задачу «повышения уровня жизни граждан». По оценкам, новые меры улучшения жизни россиян обойдутся бюджету в дополнительные 8 трлн руб.
Среди приоритетных задач на ближайшие шесть лет, которые придется решать новому правительству, и снижение в два раза уровня бедности в стране, и «уверенное повышение реальных доходов граждан». Названы и более конкретные цели. Так, к 2024 году ожидаемая продолжительность жизни должна достигнуть 78 лет. К 2030 году – 80 лет. Суммарный коэффициент рождаемости в ближайшую шестилетку должен быть увеличен до 1,7. Среди экономических целей: вхождение России в ближайшие шесть лет в пятерку крупнейших экономик мира. Расти при этом отечественная экономика должна темпами не ниже среднемировых.
Новые президентские наказы правительству ставят довольно амбициозные задачи. Однако должно ли государство существовать без стратегических, с прицелом на будущее, целей? Скорее всего нет. Кроме того, можно говорить о том, что у указов есть и своего рода дисциплинирующая функция. Как и в случае с майскими указами 2012 года, новые наказы, очевидно, будут обязательными для исполнения, а значит, можно быть уверенными в том, что регионам придется снижать бедность, следить за качеством жизни граждан, бороться со смертностью от внешних причин и т.д.
Такие вроде бы позитивные предложения, впрочем, были скептически встречены экспертным сообществом. Многие сомневаются в том, что цели, заложенные в новом документе, выполнимы.
К примеру, сомнения вызывают цели по повышению ожидаемой продолжительности жизни. По итогам 2017 года продолжительность жизни в стране составила 72 года. Согласно прогнозам Росстата, к 2024 году ожидаемая продолжительность жизни в России в лучшем случае составит 76,7 года, в худшем – 73,3 года.
Амбициозно выглядит и постулат о «вхождении РФ в число пяти крупнейших экономик мира». Однако если сравнивать ВВП по паритету покупательной способности, то России всего лишь нужно будет обогнать Германию.
Вопрос только в том, как и за счет чего правительство будет достигать всех заявленных показателей. В частности, много вопросов было к майским указам 2012 года. Они охватывали различные сферы экономики, предписывая обеспечить рост производительности труда, создать миллионы высокотехнологичных рабочих мест, облегчить ведение бизнеса и т.д. Но далеко не все из них в итоге были достигнуты. К примеру, власти отчитались о повышении зарплат бюджетникам, но зачастую это достигалось сменой методики расчета средней зарплаты, сокращением персонала и манипуляциями со ставками.
Некоторые показатели вроде создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест и вовсе будто были забыты. По итогам 2017 года их в стране оказалось свыше 17 млн. Это меньше уровней 2013 года, когда в РФ насчитывалось 17,5 млн высокопроизводительных рабочих мест.
Впрочем, есть и позитивные моменты. Так, по майским указам 2012 года Россия должна была занять в 2015 году 50-е место в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Doing Business. И определенные успехи РФ действительно показала. Если в 2012 году она занимала в нем 120-ю позицию, то в 2015-м она оказалась на 62-м месте. В 2017-м – на 40-м месте в рейтинге.
Очевидно, как и в случае с указами 2012 года, новые президентские наказы ждет сложная реализация, однако и не ставить себе цели по улучшению качества жизни граждан государство вряд ли может.
комментарии(0)