Фото Bilal Jawich/Anadolu Agency/Getty Images
Торговля оружием уже давно перестала работать по принципу «ничего личного, это просто бизнес», став важным инструментом политического влияния. Бессменным мировым лидером в сфере оружейного экспорта многие годы являются США, которые продают свои корабли, самолеты, танки и ракеты не просто так и абы кому попало, а только проверенным союзникам и сугубо с приложением в виде политических или идеологических «дополнений».
Однако последние годы американских торговцев смертью стали активно теснить коллеги из России и Китая. Причем если первые пытаются все же реализовать политическую составляющую, продавая оружие в большей части только «своим» или тем, кто «против наших врагов», то вторые в приоритет вынесли как раз знаменитую фразу то ли Аль Капоне, то ли бухгалтера мафии Отто Бермана, продавая все, что могли и кому могли.
Так, не будучи участником Режима контроля за ракетными технологиями (MTCR), запрещающего продажу в страны, не являющиеся членами MTCR, ракетных вооружений и беспилотников, способных доставлять полезную нагрузку массой 500 кг и более на дальность более 300 км, Пекин поставлял и то и другое без каких-либо юридических и моральных ограничений. Дело не дошло разве что до ядерного оружия, хотя, как считают эксперты, именно китайцы приложили руку к тому, чтобы Пакистан стал ядерной державой. В противовес Индии, которая, как известно, Китаю не друг.
В результате за 2013–2017 годы Китай, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, по сравнению с 2008–2012 годами нарастил экспорт оружия на 38%, поставив его в 48 стран мира (Россия продала оружие в 47 стран).
Вашингтону все это в итоге надоело, а потому Дональд Трамп взял и утвердил 19 апреля два новых документа: Политику в области экспорта обычных вооружений и Политику в сфере экспорта беспилотных авиационных систем. Их задача – максимально упростить экспорт американского оружия. Причем выдавая разрешение на экспорт оружия, правительство должно в первую очередь руководствоваться соображениями нацбезопасности США, во вторую – соображениями экономической безопасности и выгодой для американского ВПК и лишь затем – вопросами союзнических отношений и соблюдения прав человека и т.п. Если это и не строго «ничего личного, это просто бизнес», то что-то очень близкое.
Особо серьезные изменения претерпела политика в сфере экспорта беспилотников. Отныне компании-разработчики могут шире использовать возможность заключения контрактов напрямую – вне забюрократизированной Программы продажи вооружений и военной техники иностранным государствам, а дроны-разведчики, не обладающие ударными функциями, но оснащенные лазерными дальномерами и целеуказателями, можно поставлять без допразрешений. Ранее они приравнивались к ударным, и разрешение на экспорт получить было почти нереально. Теперь же эти беспилотники можно легко поставлять Украине, Грузии, Молдавии.
Еще один момент касается режима MTCR. Китай не является его членом и потому не соблюдает его положения, продавая ракеты и беспилотники по всему миру? Отлично – давайте изменим режим, решили в Белом доме: «Мы приступили к проработке с нашими партнерами возможности модернизации режима MTCR», – заявила представитель Госдепартамента Тина Кайданов.
«Обновленные политики отражают приверженность президента принципу «мир через силу», – говорится в заявлении Белого дома. Главное – не переборщить с силой. А вот у Москвы и Пекина теперь проблем прибавится. Видимо, не случайно за две недели до утверждения новых документов Рособоронэкспорт подпал под санкции «в ответ на совокупность злонамеренной деятельности российского правительства по всему миру». Иначе как предлогом для вытеснения сильного конкурента с рынка эту выдумку и не назовешь. Готов ли Кремль к борьбе в новых условиях? Хочется надеяться, что да.
комментарии(0)