Фото пресс-службы губернатора Кемеровской области
Трагедия в «Зимней вишне» заставила людей в разных городах, не только в Кемерове, выйти на улицу с политическими требованиями: рассказать правду о причинах трагедии и количестве погибших, призвать к ответу местные и региональные власти. В свою очередь, многолетний губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в обращении к кузбассовцам говорил об «определенных силах, которые целенаправленно пытаются стравить людей, нажиться на чужом горе и раскачивать ситуацию». Той же мыслью он прежде делился с президентом РФ Владимиром Путиным, а некоторые российские парламентарии говорили о «недопустимом раскачивании лодки», выступая в федеральном эфире.
Аман Тулеев рассказывал президенту, что в город съехалась «вся оппозиционная сила» и ведет себя «святотатственно», созывая людей на митинг. Если следовать этой логике, то любая политика в той или иной мере является святотатством. Политики, если они действительно борются за власть, а не выступают в роли декоративных фигур, всегда реагируют на конъюнктуру, события, подчас трагические. В нормальной системе одна из важнейших функций оппозиции – ставить перед властью острые вопросы, становиться рупором общественного мнения в критических ситуациях. Набирают ли политики на этом очки? Да, конечно. Но это неизбежный эффект того, что мнение граждан становится озвученным и услышанным, такова универсальная практика.
Власти, впрочем, имеют в виду, что оппозиция не просто седлает волну народного гнева, а сама его провоцирует, заставляет граждан связывать трагедию в «Зимней вишне» с работой местного, регионального, государственного аппарата. Другими словами, если бы не политики, раскачивающие лодку, то люди сплотились бы вокруг руководства, молча горевали, терпеливо ждали итогов расследования и наказания виновных. Допуская такой ход мысли, власть, по сути, отказывает гражданам в сознательности и способности понять, что кемеровская трагедия не случайна, а системна. Тогда как системные вопросы по определению являются вопросами политическими.
Нынешняя правящая элита находится у власти уже 18 лет. Никакая оппозиция давно не мешает ей руководить государством. Нет такого закона, который исполнительная власть хотела бы принять, но не могла провести его через парламент. Сложно представить себе ситуацию, в которой на пути у исполнительной власти встала бы судебная. В руках у правящей элиты все инструменты для управления страной. Стоит ли удивляться, что и граждане считают власть ответственной за все происходящее? Даже ведущие ток-шоу на Первом канале признают, что корень трагедии в Кемерове – коррупционный. Кому еще, как не политикам, практически беспрепятственно руководящим страной столько лет, адресовать вопрос о том, почему коррупция так и не побеждена?
По логике власти, для того чтобы ставить перед ней предельно жесткие политические вопросы, время всегда неподходящее. Когда случается теракт, как в московском или питерском метро, когда падает самолет, когда погибают дети во время пожара в торговом центре, то политика якобы превращается в «пиар на крови». Но ведь в вышеперечисленных случаях речь идет о человеческом страхе за собственную жизнь и жизнь близких. Если это не основание, не повод для критики власти, то что тогда повод? Тем более такой власти, которая сама постоянно делает акцент на безопасности, ставит ее как ценность выше гражданских прав и свобод, регулярно расширяет полномочия спецслужб, следственных и надзорных органов, полиции.
Политическая система в России настолько разбалансирована, что любое, даже самое естественное, нормальное проявление жизнедеятельности оппозиции считается предвестием революции, майдана, незаконного свержения власти. Такую систему крайне затруднительно считать стабильной.
комментарии(1)
0
Владимир Вяземский 01:54 01.04.2018
Вывод ошибочен. У нас сверхстабильная система государственности - во главе гос-ва стабильно один человек с провозглашенной им стабильной политикой вот уже 18 лет. Стабилизация обеспечена ещё на шесть лет вперед... (Ну а потом - распад. Исторических аналогий полно! Даже собственная -СССР)