Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Кемеровской области
Трагедия в Кемерове, где из-за пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» погибли десятки человек, в том числе много детей, – не локальная, а национальная. Это лишь частный случай катастрофического сбоя системы, которая воспроизводится и в других регионах, где сейчас уже проверяют ТРЦ на предмет пожарной безопасности.
Такие проверки в России, впрочем, часто являются частью кампанейщины, равно как и заявления депутатов Госдумы об ужесточении наказания и неотвратимости ответственности. Собственно, повод для тщательных проверок систем пожарной безопасности во всех регионах России был еще совсем недавно – осенью, когда людей по всей стране постоянно эвакуировали из ТРЦ и других зданий после анонимных звонков о заложенных бомбах. Поводом не воспользовались, во всяком случае – далеко не везде. Многие практики остались формальными, например проход через рамки безопасности, когда звенеть может все, и лишь потом окажется, что это была граната.
Ужесточить можно любые нормы, в том числе и противопожарные. Проблема заключается в том, что ни одна норма, ни один закон и ни одна инструкция в России не работает автоматически. Нет и самостоятельных структур с кристальной репутацией, которые следили бы за их выполнением. ТРЦ – это бизнес. Нормы и требования органов надзора и контроля к бизнесу – коррупционное поле. Ужесточение норм лишь повышает цену вопроса, такова жизненная практика, которая вступает в силу после того, как заканчивается кампанейщина.
Стены помещений ТРЦ «Зимняя вишня», обитые горючим пластиком, – мрачная иллюстрация этого принципа. Специалисты сходятся во мнении, что здание с такими грубыми нарушениями норм пожарной безопасности просто нельзя было принимать в эксплуатацию. Тем не менее оно было принято, центр функционировал, пока из одной искры не разгорелся пожар. То есть в процедуре, которая должна соблюдаться от и до, сбой произошел на самой ранней стадии.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала сделать уроки «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе более прикладными и менее формальными. Сам по себе этот призыв верный. Но правильные уроки ОБЖ не помогут избежать трагедий масштаба кемеровской. Дети, да и взрослые, в условиях жесточайшего стресса, конечно, могут вспомнить, чему их учили в школе или во время противопожарного инструктажа на работе. Но невозможно рассчитывать на то, что так поведут себя многие. Когда людям страшно, они паникуют.
В таких условиях и должна срабатывать система. Конечно, закрытые двери в «Зимней вишне», включая пожарный выход, выпрыгивающие из окон люди – это из ряда вон выходящий случай. Но, даже если двери открыты, нельзя винить людей в том, что они не помнят правила эвакуации. Такой эвакуацией должны на месте руководить специально обученные профессионалы, прежде всего – охранники. Они должны отвечать не только за безопасность бизнеса, но и за безопасность посетителей торговых центров. Человек в состоянии страха должен получать четкие указания – что и как делать.
В соцсетях вечером 25 марта многие возмущались тем, что федеральные каналы не изменили сетку вещания из-за событий в «Зимней вишне». Этому не приходится удивляться. Любое чрезвычайное происшествие в России рассматривается как чреватое политическими последствиями, следовательно, телевизионное начальство должно получить сигнал сверху – показывать или нет, как показывать. А наверху сигналы быстро не производятся.
«Безопасность» – частое слово в публичных выступлениях представителей власти. Граждане надежно защищены от ракет НАТО, «оранжевых революционеров» и интернет-угроз. Но если они не могут спокойно оставить детей в игровой комнате или в кинозале, где показывают мультфильм, то, наверное, говорить стоит об иных, более осязаемых, повседневных угрозах.
комментарии(0)