Фото Nataliy Zemboska/Anadolu Agency/Getty Images
По итогам выборов президента Российской Федерации действующий глава государства Владимир Путин получил три четверти голосов. Он набрал более 70% голосов в Москве и Санкт-Петербурге, то есть в городах, где протестные настроения обычно наиболее ярко выражены.
В своей знаменитой Мюнхенской речи 2007 года Путин говорил: «Демократия – это, как известно, власть большинства при учете интересов и мнений меньшинства». Это расхожая формулировка, которая, как правило, описывает несколько иное соотношение сил на выборах – когда партия или кандидат побеждают оппонентов с небольшим преимуществом или когда оппозиция набирает достаточно голосов, чтобы можно было говорить о серьезном протестном потенциале.
Формально нынешние выборы показали, что меньшинство незначительно, не имеет политического веса, разрозненно, не опирается на консолидированную социальную базу и не способно выставить заслуживающего доверия кандидата. Тех, кто по совету Алексея Навального проигнорировал выборы, власть, организовавшая высокую явку «своих», просто не принимает во внимание. Что при таком раскладе может заставить победителя учитывать интересы и мнения проигравших?
Для серьезного политика, участвующего в выборах, всегда существуют две повестки. Одна из них – мобилизационная. Политик использует конъюнктуру, иногда даже отдельные актуальные конфликты и события для того, чтобы добиться большинства здесь и сейчас. Так, мобилизационная повестка нынешних выборов в России была геополитической. Власть сыграла на распространенном – и поддерживаемом – ощущении, что страна в кольце врагов, против нее вводятся все новые санкции, к границам приближаются силы НАТО, а Запад несправедливо обвиняет Россию то в использовании допинга на Олимпиаде, то в отравлении бывшего шпиона в Лондоне.
Сильная, хорошо вооруженная страна – тема второй части Послания Путина Федеральному собранию, с которым президент выступил в разгар кампании. Мобилизационным фактором в этой речи было не то, что у России есть современные ракеты, а то, что эти ракеты – ответ на реальную угрозу. При этом в Послании была и первая часть. В ней Путин довольно подробно говорил об экономических вызовах, которые стоят перед Россией. Это не ситуационно-мобилизационная, а реальная повестка, которую политик всегда имеет в виду.
В рамках реальной повестки главной угрозой для России является не американская система ПРО, а экономическое, технологическое отставание от ведущих стран мира. Такое отставание, говорил Путин, может привести к потере квалифицированных человеческих ресурсов. Он несколько раз поднимал темы источников экономического роста и повышения доходов населения.
Могла ли эта тема стать мобилизационной? Едва ли. Во-первых, у российского широкого электората не сложилось привычки выбирать экономические предложения. Он выбирает политические или геополитические. Во-вторых, тема развития и отставания заботит в первую очередь средний класс, бизнес, образованных горожан, значительную часть интеллигенции. Можно даже сказать, что это повестка либеральной части общества. Это не классический электорат Путина, он не привык заниматься его мобилизацией и получать от него мандат. Классический путинский избиратель скорее озабочен объемом государственных гарантий.
Однако, получив мандат от своего избирателя, Путин будет вынужден заняться реальной повесткой, остроту которой лучше понимают те, кто проиграл на выборах. Другими словами, ему придется так или иначе опереться на меньшинство – тех, кто голосовал за либералов, вовсе не пришел на выборы или поддерживает Путина, но был напуган второй частью Послания. Учесть интересы меньшинства означает, в частности, создать для него условия для самовыражения. В том числе и политического.
комментарии(0)