Фото канцелярии премьер-министра Польши
В Польше представили обновленный кабинет министров, что считается шагом навстречу Евросоюзу. Как известно, Еврокомиссия в конце декабря рекомендовала Совету Европы ввести против Варшавы санкции, так как подписанный президентом Анджеем Дудой проект судебной реформы «нарушает принцип разделения властей». Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий, как сообщает пресса, настаивал на том, чтобы состав нового кабинета огласили перед его встречей с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. Своих постов в итоге лишились раздражавшие Брюссель министр иностранных дел Витольд Ващиковский и министр по делам охраны окружающей среды Ян Шишко. Заодно Моравецкий избавился от одиозного министра обороны Антония Мачеревича, который пользовался поддержкой только правопопулистского электората.
Все это не значит, что в польской политике произойдут радикальные проевропейские изменения. Реальная власть по-прежнему сосредоточена в руках лидера правящей партии «Закон и справедливость» («ЗиС») Ярослава Качиньского. Он не занимает никаких официальных должностей, но от него де-факто зависят и президент, и премьер. Моравецкий согласовал с ним состав правительства, прежде чем представить его Дуде и общественности. Качиньский согласился на отставку Мачеревича, но новым руководителем Минобороны стал Мариуш Блащак, оставивший пост министра внутренних дел и администрации. Это ведомство, в свою очередь, занял Иоахим Брудзиньский. Оба – люди Качиньского.
У Брюсселя есть все основания считать польскую судебную реформу недемократичной. Она существенно расширит влияние правящей партии на суды всех уровней – от Конституционного до региональных и местных. «ЗиС» от этой реформы не отступится, следовательно, угроза европейских санкций сохранится. Брюссельская бюрократия не слишком подвижна, но ее вряд ли успокоит перекраска польского политического фасада. Польша не хочет терять голос в Совете Европы, но особенно – европейское финансирование. Она надеется на то, что Венгрия наложит вето на санкции, и для этого Моравецкому придется ездить на поклон к Виктору Орбану, который может обещать Варшаве одно, но в итоге повести игру в зависимости от конъюнктуры. Даже смена министра иностранных дел ничего для Польши не меняет.
Реконструкцию польского правительства можно трактовать как частичную замену идеократов технократами и ориентацию на умеренный, центристский электорат в преддверии парламентских выборов 2019 года. Однако власти Польши едва ли сойдут с пути экономического популизма и наращивания бюджетных расходов. «ЗиС» также не может далеко отпустить свой ядерный электорат – евроскептиков, националистов, консервативных католиков, энтузиастов теорий заговора, считающих, что польской независимости угрожают Брюссель и Москва. Если на политическом поле появится кто-то правее «ЗиС» и у этого кого-то будут электоральные перспективы, Качиньский вполне может инициировать разворот на 180 градусов в правительстве.
Смена лиц в польском кабмине не означает успеха оппозиции. Рейтинг «ЗиС» стабильно высок, а оппозиция слаба. Положение дел лучше всего описал политолог и журналист Яцек Жаковский в своем предновогоднем эссе «22 тезиса о сложившейся ситуации и путях выхода». Он считает, что для польской политики характерен глобальный тренд смены парадигм, затронувший также США и Европу. Механизмы парламентской демократии не работают в постиндустриальном, цифровом, глобальном обществе. При этом демократическая элита держится за старые стандарты и поэтому проигрывает «автократам-революционерам» типа Качиньского, Трампа, Орбана и идеологов брекзита, которые пользуются общественной растерянностью. И в этой ситуации ничто не заставит польскую власть менять курс, она может лишь временно маневрировать.
комментарии(0)