Фото Gettyimages
Американский канал CNN сообщил, что США подозревают российских хакеров в атаке на сайт катарского информагентства, разместившего сообщение о планах эмира отозвать посла из Саудовской Аравии и нормализовать отношения с Ираном. Информагентство утверждает, что его сайт был взломан, а сама новость является ложной. Так или иначе, в арабском мире разгорелся серьезный скандал, а ряд стран Аравийского полуострова и Северной Африки разорвали дипломатические отношения с Катаром. Источник CNN полагает, что пресловутые русские хакеры могли сделать это, чтобы рассорить Вашингтон с его союзниками на Ближнем Востоке.
Ранее американская компания FireEye, занимающаяся компьютерной безопасностью, обвинила хакерскую группу АРТ28 (она же Fancy Bears), якобы связанную с Россией и ее руководством, в атаке на черногорские ресурсы. Хакеры, как утверждается, рассылали электронные письма, содержавшие вирус, и таким образом пытались собирать информацию по теме вступления Черногории в НАТО.
Российские власти привычно отрицают свою причастность к атакам. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал информацию CNN «очередным фейком». Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что тема русских хакеров «превратилась странным образом в модную и популярную».
Президент РФ Владимир Путин в ходе своих недавних встреч с журналистами в Санкт-Петербурге обозначил по меньшей мере две версии непричастности российских властей к хакерской деятельности. Сначала, общаясь с представителями иностранных информагентств, Путин предположил, что хакеры могут быть патриотически настроенными свободными художниками, которые читают с утра в Сети политические новости, а затем начинают «вносить свою лепту в борьбу с теми, кто плохо отзывается о России».
Позже в разговоре с Мегин Келли мотив художников-патриотов уже не звучал. Путин говорил о том, что современные технологии шагнули так далеко, что след хакерских атак может привести куда угодно – вплоть до того, что во взломе сайтов обвинят малолетних детей. Другими словами, кто-то мог организовать атаку на серверы Демократической партии США и устроить все таким образом, чтобы в этом уличили Россию и ее власти. Этот кто-то, по словам российского президента, вполне может жить и работать в самой Америке.
Версия про хакеров-патриотов едва ли станет главной. Она прозвучала не слишком удачно, и не случайно впоследствии Путин ее не педалировал. История о компьютерных взломщиках, у которых сердце болит за Россию, напоминает ответы на вопросы о российских военных в Донбассе. Там, как заявляли и продолжают заявлять власти РФ, действительно воюют россияне, но делают они это абсолютно добровольно (включая офицеров, которые таким образом используют свой отпуск) и независимо от государства.
Однако и версии, которая звучит как «это мог сделать кто угодно», явно недостаточно для того, чтобы убедить мировых политических игроков и иностранную прессу. История про русских хакеров может быть бездоказательной или попросту звучать нелепо. Тем не менее «русский хакер» уже стал привычным элементом политического дискурса, а негативный имидж России на Западе позволяет верить в инспирированные Москвой взломы серверов и рассылки вирусных электронных писем.
Это означает, что Россия должна не просто отмахиваться от обвинений в хакерских атаках как от абсурда. В этот абсурд многие уже поверили. Необходимо представить достоверную интерпретацию, в которой уже Москва, а не ее оппоненты, называла бы «имена, явки и пароли». Если Россию подставляют, то она должна назвать того, кто это делает. Или обратиться в суды о защите чести, достоинства и политической репутации.