|
Экономика России в 2016 году продолжала сжиматься, третий год подряд падали реальные доходы населения, инвестиции в основной капитал почти иссякли. Увеличилось число граждан за чертой бедности. Все остальные новости про экономику можно отнести к разряду психотерапевтических. Внятного стратегического плана по снятию экономики с нефтегазовой иглы не появилось. Лишь Москва упрямой убежденностью Сергея Собянина продолжила преобразовывать городское пространство в пользу пешеходов и туристов. Это привело к изменению структуры доходов столичного бюджета. За три года доля нефти снизилась с 18 до 4%.
В 2016-м прервался мировой тренд на мультикультурализм и глобализацию. Брекзит и голосование в США за изоляционистские идеи Трампа вызвали к жизни аналогичные настроения в Италии и Франции. Можно ожидать, что проблемы с массовой миграцией и незащищенность от терактов лишь усилят эти тенденции.
В России в течение всего года вытаскивались на свет документы, концепции, заявления и предложения реакционно-консервативного характера, открыто бросавшие вызов букве и духу Конституции страны. Взрослые дяди и тети затосковали по государственной идеологии. Без нее они не могут ориентироваться в окружающем их мире. Доктрина информационной безопасности и Концепция внешней политики показательны. Угрозы и риски XXI века предлагается решать по лекалам века XX. Что, безусловно, странно. Когда Людмила Вержбицкая предложила увеличить в школах часы изучения Библии за счет Толстого и Достоевского, стало очевидно, что охваченные безумным жаром окормления библейской нравственностью отечественные реакционеры замахнулись на культурное ядро России. Однако трогать культурный код нации опасно. Тронешь – цивилизация может исчезнуть. Культурное ядро вбирает в себя по капле национальный дух из века в век. Опознание «свой–чужой» идет по линии впитанных с молоком матери образов и истин «Сказки о рыбаке и рыбке», Ильи Муромца, Наташи Ростовой, «Преступления и наказания», «Мастера и Маргариты», Владимира Высоцкого.
Весь год экстремисты пытались внедрить в практику внесудебные формы расправы с неугодными в искусстве. Власть реагировала невнятно. И зря. Не стоит пробуждать в людях стадную истеричность к идущим не в ногу. В конечном итоге ноги переломают и тем и другим. Слишком эфемерны критерии истины «морального большинства».
Выпал из информационной повестки Донбасс. Как и не было русского мира. В Крыму строят только то, что исполняется волей Москвы в ручном режиме. Как при подготовке к Олимпиаде в Сочи.
Катастрофы, убийства, отравления, пожары. Убийство Андрея Карлова, нашего посла в Турции, не привело к ухудшению отношений с Анкарой. Видимо, партнерство с турками по Сирии – в приоритете.
Арестовали Никиту Белых и Алексея Улюкаева. Приватизировали «Роснефть».
Допинговый скандал поставил барьер на пути к Олимпиаде в Рио многим нашим спортсменам, включая полностью паралимпийцев. Несмотря на катастрофу с репутацией России спортивной в мире, Мутко вырос до вице-премьера. Но тучи продолжают сгущаться: уже никто не гарантирует наше участие в следующих зимних Играх 2018 года в Южной Корее.
Владимир Путин распорядился не превращать год 100-летия Февральской и Октябрьской революций в идеологическое побоище. Наоборот – нужно примирение. Интересно, а как же тогда мобилизовать примирившийся народ на правильное голосование в 2018-м? Да и оппозиция, судя по программным заявлениям Алексея Навального, мира особо не жаждет…
Желаю вам, дорогие читатели, здоровья и благополучия в новом, 2017 году!