0
6197
Газета От редакции Интернет-версия

13.07.2015 00:01:00

Чужие доносы

Тэги: александр фокин, доносы, террор, сталинизм, школьники, эксперимент


Сколько существует история, столько и живет утверждение, что ее уроки ничему не учат человечество. Тем не менее челябинский педагог Александр Фокин решил проверить это, можно сказать, практически. Будучи преподавателем местного госуниверситета, он еще  читает курс по углубленному изучению истории школьникам, для которых придумал своеобразное задание.

Фокин предложил им написать друг на друга донос в духе и стилистике 30-х годов советской эпохи. Для этого составил для учеников конспект из реальных заявлений граждан в адрес соответствующих органов той поры. Вначале было углубленное чтение этих текстов, во время которого ученики 10-го и 11-го классов изучали жанровые особенности доносов, их аргументированность и доказательность.

Затем ребята взялись за выполнение задания, которое не было обязательным, что и привносило в эксперимент особый интерес. Первый результат был получен сразу – из 16 человек от этой работы отказался только один. Так Фокин показал ученикам, что «люди действительно охотно включались в процесс доносительства».

Что же касается качества контента, то учителю больше всего понравилось донесение на него самого: «Донос на меня лучше всех сформулирован. Очень грамотно использован язык советской эпохи. Мол, я рассказываю антисоветские анекдоты и другими способами порочу окружающую действительность».  Второе место он отвел ученику, написавшему донос на своего знакомого, у которого «есть книги на немецком языке, и наверное, он шпион».

Рассказ Фокина о своем опыте вызвал горячую дискуссию в Сети. Сторонникам демократии и либерализма показалось, что с такой провокации начинается обучение детей писать доносы. Консерваторы, естественно, нашли в этом «осквернение советского прошлого». Было и «издевательство над детьми».

Но меньше всего вызвало интерес то место в комментариях Фокина, где он мельком сообщает, что, кроме двух учеников, остальные, не задумываясь над заданием, списали «доносы» из Сети, где можно найти специфические сайты, предлагающие поиграть в зловещую эпоху. Например, заполнить форму доноса на своего друга, предложить меру наказания и в результате получить соответствующие документы, исполненные и стилизованные в духе террора 30-х годов. Такой смешной подарок можно вручить другу на день рождения под звонкий смех гостей.

Но смешного во всем этом немного. Когда подавляющее большинство участников эксперимента Фокина, не обременяя себя никакими раздумьями, сразу же обратилось ко всезнающему Интернету, это печальный, но уже традиционный рефлекс школьников.

Страшнее то, что сам замысел учителя все-таки предусматривал какую-то реакцию на нравственное состояние советского общества тех лет. И несмотря на необычную форму урока, «доносчики» 2015 года вникать в тему не стали.

По всем измерениям, телевизор давно не входит в число любимых информационных источников молодежи. Иначе юноши и девушки были бы в курсе, какие дискуссии о сталинизме, об учебниках истории, о России и Украине, о том, кто выиграл Вторую мировую, гремели и еще будут греметь.

Но винить их в такой неосведомленности, значит, не понимать  тектонического разрыва между растущим и уходящим поколениями российского общества. Между ценностным миром, который описывается сегодня языком пропаганды, и тем представлением о мире, которое под треск идеологических речений формируется в юных головах.

И вроде бы все понимают: снижение уровня образованности и культуры от поколения к поколению – это трагедия, деградация общества. Но кто и что делает для замедления регресса?

...В давнем фильме Ильи Авербаха на детский вопрос, почему нельзя читать чужие письма, был ответ: «Нельзя, и все». Учитель Фокин хотел ответить, почему нельзя писать доносы. Но его никто об этом не спросил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
584
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
421
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
476
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
543

Другие новости