Сделавшая ставку на популизм, Юлия Тимошенко стремительно разрушает сложившиеся на постсоветском пространстве стереотипы дозволенного в социальных преобразованиях. Задирая планку новых социальных стандартов в не обладающей столь большими, как Россия, природными богатствами Украине, она толкает Москву к поиску адекватных ответов на такие вызовы, пересматривая сверстанные планы.
Первое премьерство Тимошенко в 2005 году заставило наши власти задуматься о поощрении рождаемости. В апреле 2005 года в Украине пособие по рождению ребенка было повышено почти до 8,5 тыс. гривен, что эквивалентно примерно 1700 долл. против нескольких тысяч рублей у нас. В ответ Москва ввела с 2007 года выплаты «материнского капитала» – 250 тыс. руб. плюс индексация с учетом инфляции. Правда, не все уверены, что «материнский капитал» лучше украинского варианта, хоть он и больше – в отличие от Украины на руки эти деньги не выдаются, тратить их можно будет только с 2009 года и то не на любые первоочередные нужды семьи, а лишь на улучшение жилищных условий, лечение и образование ребенка либо на пенсионные накопления матери. К тому же в Киеве сейчас всерьез обсуждают возможность двукратного увеличения пособия на ребенка либо введение двукратного пособия на второго, трехкратного на третьего и далее в аналогичной прогрессии.
Новый приход Юлии Тимошенко в правительство обернулся более серьезными вызовами. Мало кто предполагал, что харизматичный лидер сдержит обещание начать выплаты по обесценившимся вкладам в Сбербанке СССР. Причем сдержит не так, как это сделали в России, выплатив всего по одной тысяче рублей самым престарелым вкладчикам, а пересчитает вклады по в пять раз более высокому, чем в России, коэффициенту и погасит те из них, что меньше 200 долл. В результате под погашение в Украине попали не считаные проценты вкладов, как у нас, а более 90%. С остальными пообещали рассчитаться позже. Столкнувшись с таким вызовом, Москва в январе в срочном порядке пересмотрела прежние планы выплаты компенсаций вкладчикам Сбербанка, увеличив запланированные на 2008 год расходы на эти цели вдвое.
Еще один вызов социальной политике Москвы подкрался незаметно. После того как Тимошенко в январе повысила пенсии в Украине, оказалось, что украинские пенсионеры в среднем получают уже не в два-три раза меньше, как это было в 1990-е и даже в 2000 году, а всего на 0,5 долл. меньше россиян – 148,5 против 149 долл. И это не последнее обещанное ею в этом году повышение. Ожидается, что в целом за год пенсии в Украине вырастут на 35%, а в последующем будут расти на 25% ежегодно. Если и эти обещания будут выполнены, не за горами время, когда российские пенсионеры начнут завидовать украинским коллегам. Этого Россия с ее нефтегазовыми сверхдоходами, Стабфондом в почти 200 млрд. долл. и золотовалютными резервами почти в 0,5 трлн. долл. позволить себе не может. Судя по всему, новому президенту придется внепланово повысить довольствие старикам.
Вот только социальные инициативы у Тимошенко не иссякают – чем ответить на ее обещание отказаться в ближайший год от призыва и перейти на контрактную армию, в Москве пока не знают. Остается только надеяться, что такого вызова не потянут украинский бюджет и финансовая система страны, либо делать все возможное, чтобы премьерство неисправимой популистки закончилось как можно быстрее.
Пенсионные проблемы во всех странах мира относятся к категории сверхсложных и сверхполитически острых. Именно поэтому они становятся центральными темами избирательных кампаний. Президентских в особенности. Значительная часть избирателей приходит голосовать, движимая озабоченностью по поводу пенсий. В России, к сожалению, эту тему, судя по всему, политики первого ранга игнорируют. Делегируя ее решение чиновникам уровня руководителя департамента министерства. Неудивительно поэтому, что положение пенсионеров в России не отличается качественно в лучшую сторону по сравнению с соседями. А жаль.