НИЧТО в России не дают так легко, как власть личную.
Ничто не завоевывается так тяжело, как власть реальная.
Ибо реальная власть в России всегда у бюрократии (исторически меняющихся названий у нее много - правящий класс, аппарат, номенклатура, федеральные и региональные олигополии). А личная власть ради соблюдения политических приличий на части формально, юридически, публично и гласно не делится, по традиции отдается одному.
Далее - борьба Левиафана (бюрократии) с Голиафом (вождем - царем, генсеком, президентом). И до сих пор победа практически всегда (за одним и то неполным исключением) была за Левиафаном.
Случайно в XX веке высшую власть в России получили: Николай II, Брежнев, Черненко, Путин.
Приложив некоторые (иногда очень большие) либо интеллектуальные, либо аппаратные усилия, но только в условиях исторических переломов или общественных катаклизмов (а это тоже своего рода случай) власть получили (отчасти взяли) Ленин, Сталин, Хрущев, Горбачев. Несколько особняком, но в этом же ряду - Ельцин. Его к власти (как во многом и Ленина) привел народ. Правда, Ельцин не отличался ленинским интеллектуализмом, но зато потом, получив власть, проявил сталинскую аппаратную хватку.
Но бюрократии (правящему классу) проиграли все. Ленин и Андропов - физически (точнее - физиологически). Брежнева, Черненко и Ельцина аппарат просто подчинил себе (Черненко и не сопротивлялся). Хрущева и Горбачева бюрократия свергла. И Ельцина свергла бы (уже готовилась свергнуть), если бы он не захотел уйти сам (правда, на чрезвычайно выгодных для себя условиях).
Один Сталин сопротивлялся бюрократии до конца. Но и он, во-первых, все-таки сам стал рабом Аппарата. Правда, рабом, который силой вырвал у Аппарата право пускать Аппарату же кровь. Это - во-вторых. Универсальный рецепт победы (если кто-то хочет считать Сталина все-таки победителем бюрократии) состояла лишь в одном: периодически он уничтожал тех, вокруг кого персонально периодически вызревала и выкристаллизовывалась мощь аппарата. Ельцин, как стихийный приверженец западной идеологемы "права и свободы человека", не уничтожал, а лишь отправлял в отставку как минимум, не мешая кормиться с аппаратного (государственного) стола, как максимум - сам раздавая кормления.
Оттого и аппарат был к нему милостив, гуманностью ответил на гуманность.
И то сказать - еще до 53-го стреляли. За сорок лет, до казуса октября 93-го, когда часть аппарата всерьез задумала лишить Голиафа личной власти, цивилизовались почти до предела - даже не сажают. Правда, и Горбачев не сажал, а в конце 91-го и стрелять не решился (хотя юридически право имел). Но это просто издержки университетского образования. Словом, прогресс.
Теперь и вождя избирают, а не назначают, как раньше. Некоторые, естественно, оспорят этот вывод, основываясь как раз на выборах Путина в 2000 году и Ельцина в 1996-м, но не все же язвы сводимы одномоментно, отвечу я спорящим, не вдаваясь в суть соответствующих предвыборных коллизий. Вождя избирают, но проблема иллюзорности личной власти и неравнозначности ей власти реальной осталась. Выражаясь по-современному, - конфликт интересов.
И все это новый и молодой президент Владимир Путин знает (или чувствует), как и свою оказионность, а многое прошло и на его глазах (от Брежнева и до него самого, Путина).
И что же Путину с этим знанием делать? Выбросить из окошка Теремного дворца на Соборную площадь?
Нет, коли стал президентом, с этим знанием надо жить, жить и работать. Непременно работать. Ибо иначе будет либо хрущевско-горбачевский, либо брежневско-ельцинский вариант.
Сталинского уже нельзя. Остается андроповский (в смягченном варианте). Тем более что Юрий Владимирович, можно сказать, сослуживец и даже старший по званию и должности.
Это все присказка.
Резюмировать ее можно так: перед каждым высшим руководителем России стоял и до сих пор стоит один не вполне государственный, можно даже сказать, вполне приватный вопрос: он ли победит Левиафана (Аппарат), Левиафан ли победит его?
Как мог ответить Путин? Молодой, решительный и в делах государственных (Чечня), и в аппаратных (Скуратов)?
Только так, как он, видимо, и решил ответить: подчинить себе Аппарат.
Разве неясно это было раньше - вспоминаю я, извините, опять свою статью "Вся правда о Путине".
Правда, и у меня были колебания позже (статья "Путин слабый президент?"). Но ВВП их быстро развеял. Может, еще и не сильный, но слабым быть не хочет.
А теперь сказка.
Семь прокураторов
Помимо личных проблем во власти у Путина есть, естественно, и государственные, общенациональные. Он хочет видеть Россию вновь великой страной, нацией и государством.
Может ли он добиться этой цели, не овладев аппаратом, не подчинив его себе? Нет.
Может ли он добиться этого, получив в наследство от Ельцина то, что получил - не только семибоярщину, но еще и 89-баронщину (не говоря о всех других бедах и развалинах)? Тоже нет.
Должен ли он не загубить демократию вместе с бюрократией? Должен. И хочет. Сможет ли - отдельный вопрос, во многом открытый.
Как Ельцин захватывал личную власть? Он разрушал и дестабилизировал советскую бюрократию (потом, правда, она быстро реанимировалась в виде российской - с чертами ельцинизма на лице).
Может ли Путин воспользоваться для закрепления своей случайно и от бюрократии доставшейся ему власти тем же способом - разрушая отечественную бюрократию? Нет. Так он разрушит государство, а с ним и страну. Но Путин не Ельцин.
Может ли Путин, минуя бюрократию, опереться непосредственно на народ? Мог бы, если бы в России была (пред) революционная ситуация (на манер 1991 года) или наблюдалось бы гражданское общество (на манер года эдак 2015-го).
И тогда Путин и в своих личных целях (победить бюрократию персонально), и в общенациональных (не дать бюрократам разорвать Россию на части) решает взять бюрократию в железные тиски снаружи. Ибо не имеет сил подорвать ее быстро (через экономические и нормально демократические реформы) изнутри.
Он, Путин, назначает семь прокураторов, наделяя их властью, покрывающей сверху власть 89 губернаторов и субпрезидентов, на настоящий момент единственных реальных диктаторов России. Путин пока диктатор потенциальный.
То, что семь из кремлевского ларца, почти одинаковых с лица, будут никакими не генерал-губернаторами, то есть управленцами, а именно прокураторами соответствующих территорий (федеральных и военных округов), по-моему, уже очевидно. Парадокс в том, что Путин для того, чтобы победить бюрократию, создает супербюрократию.
Миссия прокураторов, огрубляя, - не только довести власть Кремля до субъектов Федерации, но и изъять часть власти у губернаторов и субпрезидентов, для политеса бросив им и некоторое временное отпускное - см. соответствующие путинские законопроекты. Потом отпускное либо заберут назад (в Кремль), либо отдадут населению (избирателям).
В первом случае мы получим авторитаризм, бесперспективный в современном мире, в том числе и в России. Во втором - демократию. С сохранением, между прочим, страны.
Куда дальше пойдет Путин (на втором этапе его реформ)? Это зависит и от того, победит ли он на первом этапе. Если проиграет - то точно падет в авторитаризм. Если победит, то не обязательно пойдет к демократии (тут прав Березовский). Но не обязательно и к недемократии.
Три правительства
Допустим, что Путин - ставленник Семьи. Что он от нее зависим. Это похоже на правду, как и то, что он об этом знает и этой зависимостью тяготиться. Не может не тяготиться.
Допустим, Путину не дали сформировать полностью то правительство, которое он хотел.
Допустим также, что он не смог заменить и главу своей администрации, то есть Волошина, оставив в своем тылу еще одно протоправительство - подчиненный Волошину аппарат президентской администрации.
Что делает Путин? Он создает третье параллельное правительство в виде Совета безопасности, секретарем которого является его личный друг Сергей Иванов, в который входят силовые министры, напрямую подчиняющиеся президенту. Наконец, он собирается ввести в Совет безопасности и всю семерку прокураторов, своих личных ставленников, пять из которых - либо генералы чеченской войны, либо его друзья по ФСБ.
Это резервное и личное правительство, которое станет главным, как только представится удобный случай. А точнее говоря, оно позволит Путину однажды сформировать свое официальное правительство.
Удачный случай - это либо победа путинского плана реформы управления (мягкий вариант, безболезненный). Либо это поражение путинского плана. Тогда - жесткий вариант.
Мягкий вариант (максимум демократии, экономический либерализм, но единое государство) приведет к замене официального правительства, видимо, уже осенью.
Жесткий вариант (в случае поражения) может наступить сразу вслед за поражением, то есть уже летом. Но может быть отложен и до следующей попытки слома хребта российской бюрократии.
Может ли Путин, ломая хребет бюрократии, по неосторожности или по неумению сломать и хребет молодой российской демократии? Может - опять прав Березовский. В чем Березовский не прав, так это в том случае, если он предполагает, что Путин хочет сломать хребет демократии сознательно.
Я как-то уже писал, что категорический императив для Путина - сильная, единая и процветающая Россия как страна, нация и государство. Но именно в такой последовательности: сначала должна быть страна Россия (категорический императив первого порядка), а в ней должна быть демократия (категорический императив второго порядка). Или, если хотите, первое условие - необходимое, второе - достаточное.
Как соединить клещи путинской прокураторской антидиктаторской супербюрократии с мягким пока телом гражданского общества, местного самоуправления, выборности, демократических принципов современной России - это большой вопрос.
Казус Березовского
В своем открытом письме Путину Борис Березовский совершенно справедливо указывает на многие изъяны плана политических реформ, предложенного президентом (не один Березовский на них указал, но его голос прозвучал громче и сенсационнее других). Сделал ли Березовский это из общедемократических соображений или из эгоистически-олигархических - вопрос второй и даже десятый. Свидетельствует ли это о том, выпал ли Березовский из Семьи, раскололась ли эта Семья или это Путин вышел из-под контроля Семьи, - важно, интересно, но тоже не главное.
(Кстати, тут есть даже более интересный вопрос: а не начало ли это третьего союза Березовского и Гусинского? Тема, к которой надо бы вернуться при случае, - тут возможны разные варианты и гипотезы.)
Но на опасности (реальные) Березовский указывает правильно. Я уже писал, что предложенная Путиным схема формирования Совета Федерации - абсурдна, сюрреалистична и вообще неработоспособна. Если только то, что предложил Путин, в этом и некоторых иных случаях не та самая белая собачка в углу полотна, которая нарисована специально, чтобы, будучи убранной по требованию цензуры Госдумы и Совета Федерации, она помогла появлению картины на выставке.
А вот логику путинских предложений Березовский отвергает зря. Есть общественная дилемма, а есть внутри нее и с ней связанная личная дилемма всякого высшего руководителя в России. И перед ней тоже стоит Путин: если он не победит, то проиграет. Его проигрыш - точно плохо (для него и для страны, особенно при наличии чеченского синдрома и Чечни как проблемы). А дальше - вторая, общественная дилемма, на которую раздваивается победа: авторитаризм и демократия.
Но авторитаризм, как мы видим из присказки, результативен в России только в сталинском варианте (а сегодня он возможен только теоретически). Следовательно, Путин неизбежно, сделав авторитарный шаг, должен будет сделать два демократических. Иначе он проиграет навсегда. И олигархический анархо-демократизм Ельцина окажется чуть ли не идеалом демократии в нашей стране. То есть просто все скажут: Путин погубил демократию в России. И страну не сохранил.
А все дело в том, что эти две цели (сохранение России и демократии в ней) можно достичь только одновременно, а никак не поврозь. Если даже в своем сознании ты ранжируешь их последовательно и предел допустимого прочерчен: управляемая демократия - уже не авторитаризм, хотя еще и не вполне демократия.
Подтолкнуть Путина к чистому авторитаризму - мечта российского Левиафана. Тут-то и будет отсечена голова Голиафа. Каким-нибудь Давидом. Правда, не столь кротким душевно, как библейский.