0
658
Газета Слово редактора Интернет-версия

20.05.2000 00:00:00

Не всюду сила, где есть лампасы

Тэги: Путин


К СОЖАЛЕНИЮ, Владимир Путин обнародовал содержание своих законопроектов по реформированию Совета Федерации и системы соотношения властных полномочий по вертикали президент-губернатор и президент-субпрезиденты (президенты республик в составе РФ, или президенты субъектов Федерации) в среду вечером, когда моя предыдущая статья "Путин - слабый президент" была уже написана и я уже уехал из редакции. Иначе я обязательно вписал бы в нее еще пару абзацев, корректирующих основательность мифологемы, вынесенной в заголовок той статьи.

Безусловно, решение Путина, принципиально абсолютно верное, политически сильное и стремительное, существенно подрывает позиции приверженцев и пропагандистов этой мифологемы.

То, что президентская инициатива направлена против всевластия 89 диктаторов (некоторые из которых не являются таковыми лишь в силу личных человеческих качеств), не подчинявшихся до сих пор до конца ни Центру, ни уж тем более населению тех территорий, на которых их избрали, ни законам, - это демонстрирует очевидно правильное понимание того, какая проблема является одной из главнейших при достижении восстановления управляемости страной.

Мне уже приходилось писать (в статье "Почему "Медиа-МОСТ"?"), что наряду с олигополиями, созданными на базе финансово-промышленных групп, в России существуют и олигополии, организованные на основе политического статуса руководителей регионов. Разрушить и те, и другие (точнее, те из них, что олигополиями остаются) - конституционная обязанность президента. И решительность здесь можно только приветствовать.

Наряду с решительностью, однако, политическая сила предполагает и глубину (то есть непримитивность) действий. Легче всего изничтожить олигополию, установив в стране тоталитаризм. Надо думать, в этом случае цель не оправдывает средства.

Олигополия региональная - это гипертрофированно развернутая до масштабов самостоятельного протогосударства с режимом личной власти губернатора (субпрезидента) нормальная административная единица государства. В законченном виде мы одну такую региональную олигополию, попытавшуюся реализовать свои цели, уже имели - это Чечня под именем Республики Ичкерия. Естественно, что Центр вынужден был ее (олигополию) разрушить, а республику Чечню восстанавливать.

Олигополия, построенная на основе бизнес-группы, - это гипертрофированно, а часто и нелегально развернутая до масштабов субъекта реальной политической борьбы и власти нормальная экономическая структура.

Санируя раковые опухоли и тех, и других олигополий, нельзя уничтожать ни демократически самоорганизованные субъекты управления территориями, ни легальных агентов экономической деятельности.

То есть и в том, и в другом случае важно не перегнуть палку (это как раз и будет проявлением слабости). И в этом смысле важны три аспекта:

- механизмы санации;

- кадровое их наполнение;

- сопряжение интересов субъекта санации (федеральной власти) с интересами здоровой основы объектов санации.

Применительно к властно-административной реформе Путина (эта тема сейчас более актуальна) механизм можно признать приемлемым и близким к оптимальному (в рамках нынешней Конституции и сложившихся политических условий) - за исключением совершенно сюрреалистического принципа формирования Совета Федерации.

Третий аспект - самый сложный, ибо требует наличия (а при его отсутствии - выращивания) гражданского общества и соответствующей системы местного самоуправления на территориях регионов. Этим нужно заниматься и заниматься, в том числе - и тем семи представителям президента в федеральных округах, имена и прежние места работы которых уже известны почтенной публике.

И вот здесь-то и возникают сомнения, что относится к второму аспекту - кадровому наполнению механизмов санации. Среди этих семи "генерал-губернаторов" действительно многовато генералов - целых пять.

Если это вызвано опасностью сопротивления реформе. В том числе и со стороны криминальных составляющих олигопилий, то это еще не означает, что человек в погонах и даже в лампасах сам по себе или своими военно-спецслужбистскими навыками что-то сможет исправить кардинально.

Опыт такой катастрофической неудачи (и именно человека в погонах) мы имели еще при Ельцине, который провел соответствующий эксперимент - абсолютно неудачный. Я имею в виду попытку с помощью генерала ФСБ Виктора Кондратова навести административный порядок и остановить криминальный беспредел в Приморском крае, в столице которого оспаривали друг у друга власть Виктор Черепков и Евгений Наздратенко. Два политика, один из которых - совсем мелкого масштаба, полностью обыграли генерала ФСБ, надо думать, имевшего досье и на одного, и на другого. Наздратенко и Черепков даже как-то, подзабыв взаимную ненависть, подобъединились против генерала. И где теперь тот генерал? А оба политика живы-здоровы.

Почему генерал проиграл политикам? Потому-то и проиграл, что они - политики, а он - генерал, а гражданское управление - это не война и не спецоперация, это как раз политика.

И назначать на должности семи суперпредставителей президента нужно, конечно же, политиков, причем более опытных, чем губернаторы-субпрезиденты. Это - императив, причем категорический.

Если генералов назначили для страху и на время (на строго ограниченный срок, который держится Кремлем в уме), то это, может быть, и правильно. Хотя и это еще требует доказательств. А если генеральство здесь принцип - плохо дело. Очень плохо. И демонстрация политической слабости президента.

Наконец, генерал по определению плохо понимает слова "демократия" и "публичная политика". А ни того, ни другого в ходе реформы власти мы лишиться не имеем права. Может быть, большая семерка задумана не как федеральные администраторы, а федеральные обер-прокуроры? Но тогда зачем в нее включены неюристы и беспогонники Сергей Кириенко и Леонид Драчевский?

Формирование правительства - другая сомнительная кадровая тенденция Кремля.

Если неизменность состава силовиков и ряда министров, чьей замены требовали соперничающие федеральные олигополии, можно еще объяснить и оправдать с той или иной степенью убедительности, то оставление на своих постах некоторых по сути весьма второстепенных и весьма же посредственных министров и понять, и оправдать трудно.

Разве что тем, что Путин пока не решился радикально обновить за их счет кабинет, не чувствуя под собой достаточно прочную аппаратную почву в столице.

Тогда дело могут исправить точечные, как сейчас модно выражаться, кадровые перестановки, с которыми, однако, нельзя тянуть.

Словом, мифологема "слабый президент" убедительно пока не развенчана. Если даже это всего лишь мифологема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2039
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1305
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
966
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1271

Другие новости