Не скрою, приятно, что пафос моей субботней "Оды на 19 декабря" я могу оставить без изменения в этой новой редакции того же произведения. Отличные результаты выборов, отличные!
И хотя я пишу эту новую редакцию "Оды" в ночь с 19 на 20 декабря, когда еще не известны точные цифровые результаты голосования, политические итоги выборов вполне очевидны.
В Думе будет шесть фракций вместо четырех. Это очень хорошо. Не потому, что их много - сам по себе этот факт вполне нейтральный. Шесть вместо четырех хорошо по трем причинам.
Во-первых, шесть фракций вместо четырех делают Думу менее управляемой со стороны исполнительной власти, то есть более независимой.
Во-вторых, большая фракционная дробность Думы усиливает тенденцию к политике поиска конструктивных компромиссов среди депутатов. Ранее ведь многие голосования строились в основном с учетом монополизма левых в нижней палате.
В-третьих, нынешний расклад создает примерно равновесный политический баланс в Думе:
Проправительственный блок - Медведь и ЛДПР (блок Жириновского);
Права оппозиция - СПС и "Яблоко";
Левая оппозиция - КПРФ и ОВР.
(Проблему дробления ОВР я пока не рассматриваю).
Конечно, в этой трехчленной схеме можно усмотреть некоторое утрирование, особенно в части объединения СПС и "Яблока". Тем более, что безусловное морально-политическое поражение "Яблока", видимо, заставит Григория Явлинского стать еще более "непримиримым" оппозиционером правительству - тем более, что впереди президентские выборы, а для Явлинского дело чести выступить на них хорошо. Хорошо - это значит быть третьим. Но теперь шансов на это мало. Под СПС Явлинский, конечно же, "лечь" не захочет. Следовательно, ему нужно будет сильнее педалировать свою оппозиционность. Но это все - в будущем, хоть и не столь далеком.
Пока же ясно, что фактически разрушена монополия левых в Думе - несмотря на то, что собственно КПРФ осталась главной и самой мощной оппозиционной партией.
Кстати, теперь очевидно, что некоторое арифметическое ослабление позиций КПРФ связано с тем, что часть ее электората забрал ОВР. ТО есть именно блок Примакова-Лужкова выступил, несмотря на то, что пытался открещиваться от этого, стал естественным союзником коммунистов.
Видимо, именно это (помимо низкого результата ОВР) настолько раздосадовало Евгения Примакова, что он вступил в публичную дискуссию в прямом эфире НТВ с главным редактором журнала "Итоги" Сергеем Пархоменко, причем не о результатах голосования, а о том, что нужно улучшить качество возглавляемого Пархоменко журнала. Евгений Примаков второй раз допустил непростительную ошибку: вместо обсуждения политики продемонстрировал неприязнь к журналистам и СМИ вообще. Это может оказаться роковым для академика. И так коммунистам после слабого выступления ОВАР не резон теперь поддерживать его на президентских выборах (тем более, что за спиной Примакова маячит Лужков). Но теперь-то точно и левые, и правые СМИ обрушатся на бывшего премьер-министра. Скорее всего, Примаков, во-первых, неосмотрительно давший согласие возглавить ОВР до выборов, во-вторых, нее менее неосмотрительно заявивший прямо накануне 19 декабря о своем желании баллотироваться на президентский пост, теперь будет вынужден дезавуировать свои амбиции на занятие места в Кремле. И даже место спикера Думы от него уплывает - стать им он может лишь на условиях Кремля, чего, конечно, не захочет.
Поражение Примакова, подставленного не столько Лужковым, сколько советниками академика - с моральной точки зрения очень велико. Лужков по крайней мере сохранил за собой Москву, если, конечно, результаты московских выборов не будут оспорены в суде. А Примаков потерял все: свой высокий рейтинг, перспективу на президентство, да и лидерство в ОВР, пожалуй.
ОВР в целом - проиграл. И не только из-за своего низкого результата. Но и из-за того, как даже этот результат был достигнут. За счет суперпобеды в Башкирии и Москве. Ясно, что башкирский результат получен исключительно за счет так называемого административного ресурса. А в Москве, где Лужков и так бы победил на мэрских выборах, голосование было устроено очевидно позорно. Никогда еще я, за всю свою жизнь голосований в Москве, не видел такой безобразной организации выборов: тесный избирательный участок, урны для голосования, в которые не влезали бюллетени и их туда заталкивали линейкой, толчея и очереди. Полное ощущение , что все это сделано специально, а следовательно - и для того, чтобы иметь возможность "скорректировать" результаты.
Я совсем не удивлюсь, если выборы в Москве будут признаны недействительными. А главное, приравнивание Москвы к Уфе в политическом смысле говорит само за себя.
Сломом, такая победа ОВР и лично Лужкова в Москве - это безусловное политическое и персональное поражение Лужкова.
Короче, могу повторить мысль из первой "Оды": если вы такие умные, почему тогда вы проиграли?