ЕВРОПА МИЛОСЕРДНЕЙШАЯ
С Европы придется и начать. С той старой кокотки Европы, о которой мне уже приходилось писать в уходящем году - тогда, когда натовские, то есть не только американские, самолеты бомбили Сербию в целом, Косово в частности (то есть сербов вперемешку с албанцами).
Конечно, теперь, компенсируя свои собственные грехи, а также тайно страдая от бессилия перед американцами, которые всех заставили хотя бы по разу причаститься сербской и албанской крови в югославском небе, Европа может быть не просто милосердной, но и милосерднейшей. Милосердной - по отношению к невинно убиенным мирным жителям Чечни. Правда не ко всем, а только к тем, что погибли от снарядов русской армии. К тем, что погибли до того - от оружия других за три года чеченской независимости, нет. А второй раз милосердной, то есть милосердной в квадрате, то есть милосерднейшей, Европа может быть по отношению к невинно убиенным жителям Чечни в счет убиенных ею, Европой, невинных сербов и албанцев.
По очень многим причинам Запад будет постоянно, справедливо, а чаще несправедливо третировать Россию. В том числе, уверен, и потому, что не хочет, чтобы нашу страну возглавил такой сильный (по пока имеющемуся опыту) политик, как Путин.
И нам все это придется терпеть. И тем не менее бить, как советовал герой покойного Анатолия Папанова, сильно, но аккуратно.
Никакой операции НАТО на Кавказе не будет - особенно если Россия действительно восстановит свой суверенитет над всей своей территорией на Северном Кавказе.
Никакой изоляции России в мире не будет. Во-первых, Запад - это не весь мир. Во-вторых, и Запад - не един. В-третьих, Россия нужна Западу политически.
Хотя, конечно, многих западных прагматиков и волнует вопрос: а куда, собственно, денутся исламские боевики и террористы, если Россия вытеснит их со своей территории? Не туда ли, где интересы Запада куда как реальней, чем на Кавказе? А так постреливали бы себе да издевались над рабами в России - нам не внаклад и геополитический гигант подранен.
Конечно, возникает ощущение тупика, когда одна и та же рука может грозить и экономическими санкциями и творить то, за что этими санкциями грозит, а противовеса в мире нет. Но на самом деле это не тупик, а всего лишь загибающийся коленом ход в лабиринте. Нужно идти вперед. Иногда и маневрируя тактически, но не стратегически.
"ВОЙНА" В МОСКВЕ
"Война" в Москве беспокоит меня больше.
Во-первых, ожесточенность схватки здесь в некотором смысле не меньшая, чем в Чечне.
Во-вторых, если на первом этапе можно было считать, что лишь кремлевская партия работает в жанре провокаций по отношению к ОВР (хотя это было далеко не всегда так), то теперь с не меньшим основанием можно обвинить в провокациях и ОВР. Даже на уровне журналистики. Тем из ОВР, кто считает абсолютным злом в журналистике Доренко, не мешало бы заглянуть на третий, московский, канал, куда был срочно вмонтирован хоть и мелкокалиберный, но никак не менее Доренко заслуживающий вердикта Большого журналистского жюри, хотя, может быть, и консилиума иного состава, субъект.
В-третьих, если на первом этапе разного рода обоюдные провокации носили скорее чисто пропагандистский, рассчитанный исключительно на эффект воздействия на избирателей, характер, то теперь этот обмен ударами перешел в острую стадию - стадию, предшествующую действиям. Понятно, что каждая из сторон ждет, что у соперника не выдержат нервы - и именно он сделает первый, роковой прежде всего для самого себя шаг. Не уверен, однако, не потеряли ли уже главные кукловоды обоих кланов самоконтроль и сработает ли у них вовремя инстинкт самосохранения.
Опасно. Идем в буквальном смысле слова по краю пропасти. Об этом, впрочем, подробнее в субботу.
ВЫБОРЫ
Наступает время главных, радикальных смещений и в спавшей до этого части электората, и в среде активных, но постоянно колеблющихся или дезориентированных избирателей.
Сейчас каждый день можно проводить опросы: результаты всякий раз будут новые.
Кстати, вторник, когда было объявлено во всеуслышание об угрозе экономических санкций со стороны Запада России за Чечню, левые сразу же должны были улучшить свои результаты. Если до вторника я давал КПРФ 21-22%, то теперь, особенно если Запад и в ближайшую неделю будет демонстрировать такие намерения, коммунисты выйдут на уровень 25%, а один из леворадикальных блоков (Анпилов или Илюхин с Макашовым) одолеют 5-процентный барьер.
И еще проблемы, созданные Центризбиркомом. Жириновского можно не любить, презирать, ненавидеть, но сделать такую опасную глупость с ним, какую сделал Центризбирком, можно только в здравом уме. И уж, конечно, это сделал не Кремль, чисто рационально заинтересованный в том, чтобы ЛДПР была в Думе и вобрала в себя часть крайнеправого и крайнелевого электората.
Один более чем квалифицированный эксперт по выборам говорил мне, что поведение Центризбиркома отнюдь не абсурдно, а, напротив, глубоко продумано. И не Кремлем, который не контролирует ЦИК, а так называемой непримиримой оппозицией. Теперь действительно похоже, что Ельцина провоцируют на отмену выборов, провоцируют сознательно, провоцируют отнюдь не члены "камарильи", а как раз те, кто ей противостоит.
Нет выборов - нет поражения.
Нет выборов - нелегитимны становятся Кремль и Путин.
ПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛЬШИНСТВА
То, что одни называют правительством парламентского большинства, а другие - коалиционным правительством, совершенно нереально и неэффективно в наших конкретных конституционных и политических условиях, а попытка реализации этого прожекта - еще и опасна.
По нашей Конституции, премьер-министра и всех членов кабинета назначает президент. Дума лишь утверждает (или не утверждает) кандидатуру премьер-министра. И только его.
Следовательно, по закону коалиционное правительство у нас возможно только и исключительно при добровольном согласии на это президента. Ибо у нас президентская, а не парламентская республика.
Но и это добровольное согласие не может никого ни к чему обязывать. Ибо нет ни закона, ни традиции, ни механизма соблюдения договоренностей такого рода. Коалиционное правительство - это обоюдные обязательства. Глава исполнительной власти (президент или премьер) формирует такое правительство, а парламентские партии, из состава которых такое правительство сформировано, обязаны поддерживать все решения этого правительства, принимаемые в рамках заранее сформулированной стратегии, одобренной правительственной коалицией. Если правительство, по мнению кого-то из членов коалиции, выходит за рамки этой стратегии, то один из членов коалиции выходит из правительства. Возникает правительственный кризис, кабинет уходит в отставку - формируется новое коалиционное правительство. Где законные или хотя бы традиционные механизмы для всего этого у нас сейчас? Их нет.
Теоретически у нас может быть создано - опять же при добровольном, хотя бы формально, согласии президента - правительство общенационального согласия. Но это совсем не то, что называется коалиционным правительством. Правительство национального согласия создается на основе политического договора между всеми значимыми политическими силами и субъектами политики. В начале 1999 года Евгений Примаков попытался сконструировать реальность из этого мифа. И потерпел фиаско. Потому что не было национального согласия в политическом классе. Есть ли оно сейчас? Накануне президентских выборов? Нет и по определению быть не может, ибо за полгода до президентских выборов политический класс по определению же находится в состоянии естественной конкуренции своих различных слоев.
Правительство парламентского большинства может быть ныне создано в России только при двух условиях. Если на выборах в Думу суммарную победу одержат партии, лояльные президенту и его курсу. Тогда из их членов он рекрутирует состав кабинета. К этому, между прочим, и стремится Кремль.
Второй вариант: президент вынужден пойти на создание правительства парламентского большинства, ибо предложенную им кандидатуру премьера блокирует оппозиционное ему большинство членов Думы, а распустить ее он не имеет права или политической силы. Не имеем права - это наш случай в начале 2000-го.
Если бы не было президентских выборов в июне, Ельцин мог бы выждать необходимый срок с навязанным ему правительством, а затем распустить его. Но у Ельцина такой возможности не будет.
Между тем в оставшиеся до президентских выборов даже не полгода, а четыре с половиной месяца правительство и Дума будут (и это естественно) заниматься не выводом страны из кризиса (в данный момент, кстати, неочевидного, а потому и не требующего срочных действий), а продвижением своего кандидата на победу.
Оппозиционное президенту парламентское большинство и соответствующее правительство парламентского большинства, естественно, будут продвигать кандидата из своих рядов, то есть тоже оппозиционного президенту.
Это бы еще ничего, ибо оппозиционность может быть разной. Но оппозиционное Ельцину парламентское большинство не может сложиться без участия КПРФ - самой мощной партии, следовательно, самой мощной парламентской фракции. А это уже - непримиримая оппозиция.
То есть автоматически в январе в России правительство парламентского большинства может быть только антипрезидентским, антиельцинским, что бы ни говорил ОВР.
Ни один президент, имеющий законное право не создавать такое правительство, не пойдет на это добровольно. Следовательно, его можно только принудить к этому. Силой или политическим кризисом, реальным или специально созданным.
Реализация прожекта оппозиционного правительства парламентского большинства (а без КПРФ его не будет, а с КПРФ оно не будет не оппозиционным) будет объективно иметь одну, и только одну, цель: ограничить конституционные (увы) прерогативы президента для приведения угодного этому оппозиционному большинству человека на место Ельцина.
То есть с таким правительством мы точно будем иметь такого нового президента, которого нам назначит объединенная оппозиция (то есть КПРФ плюс ОВР). А в отсутствие правительства парламентского большинства мы будем иметь выборы, на которых не обязательно победит кандидат президента. Есть выбор. И выборы имеют смысл. Вот и все.