0
886
Газета Слово редактора Интернет-версия

09.09.1999 00:00:00

Ловушка для России


Потихоньку, почти не спеша, мы подходим к парламентским выборам.

И столь же незаметно, хотя внешнего шума, демонстрирующего это движение, более чем достаточно, вся Россия заползает в страшную ловушку, которая, захлопнувшись, выйти назад уже не позволит. Заползаем все вместе - правые и левые, бедные и богатые, последние сторонники Ельцина и первые его - сегодня первые - хулители.

Ловушка называется - тотальная дискредитация власти, всех высших ее носителей и всех ее ветвей, элементов, структур, систем, институтов. Словом, тотальная дискредитация государства.

А страна без государства, без власти - это не более чем географическое пространство, заселенное разрозненными группами людей.

В России есть одно слово, которым собирательно характеризуется власть, государство. Это слово - Кремль.

И именно Кремль оказался между молотом чеченско-наемнической агрессии на Северном Кавказе и наковальней финансово-коррупционного скандала, идущего с Запада.

Странным образом эти две акции совпали во времени.

Словно их планировал один человек и один человек отдавал команду на начало обеих этих операций. Я ничего не утверждаю. Я просто фиксирую факт.

Увернуться от все больше и больше расплющивающих Кремль ударов молота и незыблемо равнодушного натиска наковальни не удается. Только выскочишь на мгновение, как счастливые ругатели Кремля, большей частью из числа его бывших лакеев, как отечественных, так и западных, загоняют российскую власть обратно - гогочут, доразоблачают, радостно требуют объяснений. Радостно, потому что большие грехи Кремля, вытащенные наружу, отвлекают внимание от их собственных, более мелких (ибо больших чин не позволял) грешков.

Кремль, безусловно, дискредитировал себя сам - не без помощи, впрочем, самых яростных его сегодняшних критиков. И продолжает этим заниматься.

Следует ли из сего, что остальные граждане и особенно политики России должны добровольно, с особо зловонным усердием, помогать развенчанию русской государственной власти?

Для честных людей, политиков, патриотов, ответ очевиден.

МОРАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ГРАЖДАНИНА РОССИИ СЕГОДНЯ

Моралью полагается заканчивать, а не начинать басни, проповеди и политические анализы. Я нарушу это правило - ибо случай экстраординарный.

Эта мораль - прежде всего для меня самого, я ее никому не навязываю. Но именно с позиций этих моральных императивов я, например, буду решать, за кого мне голосовать в декабре 1999-го и в июле 2000 года, а за кого нет.

Императивы следующие:

- если Чечня разоблачает Ельцина, я буду его защищать; в том числе и от тех, кто голосит в унисон с чеченцами, или от тех, с кем в унисон голосят чеченцы (те, что воюют против России);

- впервые с осени 1992 года у меня появилось желание пойти работать в Кремль, чтобы помочь ему выйти из затруднительного положения;

- есть ценности выше, гораздо выше права наслаждаться унижением Ельцина и права разоблачать грехи его семьи; интересы России значимей, чем то, является ли правдой наличие счетов у семьи президента за рубежом; есть такие экономические интересы России, которые на порядки выше сумм, реально или мифически лежащих на этих счетах.

С точки зрения этой, моей, морали, наиболее безупречно себя ведут кандидаты в президенты Явлинский, Степашин, Примаков и, разумеется, Путин. Это - к слову.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

Ничего хорошего.

Ельцин, желая блеснуть очередным парадоксом, сказал 1 сентября, что Кремль - это то место, где люди учатся.

Со свойственной Б.Н. безотчетной откровенностью он в очередной раз огласил печальную правду: группа учеников, причем далеко не отличников, учится не в школе, не в вузе, даже не в Высшей партийной школе, а на рабочем месте, куда полагается приходить уже выучившись чему-либо.

Нашему простодушному президенту, конечно же, не следовало бы говорить такие вещи в разгар боевых действий в России и массированной атаки на Кремль с Запада.

Ничего нового, впрочем, о Кремле не узнали. А если, например, мэр Москвы прозрел только сейчас, то советую ему прочитать российскую левую прессу 1992-1998 годов. Или он верит только газете "Карьера дела Серра" и только в год окончания второго президентского срока Ельцина?

Мы имеем нестабильное внутри себя государство, ни один порок которого для умного и честного политика не проявился сегодня, государство, которое сотрясается внешней агрессией его врагов и сильнейшей - на поражение - критикой его бывших якобы друзей. Дестабилизировать это государство еще и собственными руками означает только одно - вести это государство не к цивилизованным выборам, которые в принципе призваны и способны оздоровить положение дел, а к государственному перевороту или анархии.

Мы имеем и отрезвление - в частности по вопросу Чечни. "Борьба за независимость", поддержанная ущербными московскими диссидентами, обернулась свободой средневекового террора, работорговли и захвата сопредельных территорий.

Я не очень верю - хотя в нынешней российской политике ни от чего зарекаться нельзя - в то, что отмашку на действия чеченско-наемнических террористов дали в Москве. А вот что очевидно, так это то, что нынешняя Москва обладает политической волей только в одном - в борьбе за власть внутри себя. Но нет никакой осмысленной внутренней политики, тем более на северокавказском направлении. Никакой.

При знании всех болевых точек этого региона. Не вооружают ведь дагестанцев не потому, что не хватает оружия, не потому, что хотят сохранить жизни мирных граждан, предпочитая жертвовать солдатами, а потому, что знают, к чему может привести повальное вооружение Дагестана и какая часть этого оружия окажется в руках тех, кто может быть и не вместе с чеченцами, а параллельно с ними начнет устанавливать "свою" власть в Дагестане.

С другой стороны, Москва политически не готова начать превентивные (точнее, уже даже запоздавшие) действия против Чечни. Не знает, как поведут себя московские диссиденты, как поведет себя московская оппозиция, как отреагирует население.

Кремль настолько скован политическим безволием, что даже никак не решается назвать те страны, с территории которых идет финансирование боевиков, воюющих в Дагестане. В устных беседах "не для печати" высшие московские начальники называют до десятка таких стран. Официально боятся назвать хотя бы одну.

Причем здесь военные, которые якобы плохо воюют? (Хотя и не без этого). А вы дайте четкий приказ президентской директивой, освещенной решением Совета Федерации, - тогда судите.

И почему не объявляется чрезвычайное положение в регионе президентом, от которого все с опаской ждут объявления ЧП по всей стране - гадают: введет - не введет. Ельцин, из-за того, в частности, что его как президента не поддерживают те, кто обязан бы это делать просто в силу нахождения на государственных должностях, не решается ввести чрезвычайное положение. Еще и потому, что надеется - все рассосется, "железный" Путин и так все сделает. А "железный" Путин не имеет свободы действий. Он то ли с ОВРом должен бороться, то ли с террористами. Какая цель приоритетней - до сих пор ему Ельцин не сказал.

Я еще и потому не верю, что война в Дагестане началась в Москве, что ни один умный человек не мог предполагать, что эта война, если она начнется, во-первых, закончится к нужному сроку, во-вторых, укрепит власть в Кремле.

Кажется, приходит отрезвление и относительно особого информационного мастерства чеченских специалистов по пропаганде. То, что российская военная пропагандистская машина неповоротлива и неумела - очевидно. Но не здесь корень успеха удуговских мастеров, они действуют по законам пропаганды тоталитарного режима, а в России как никак свобода слова, когда каждый альтернативный источник информации ценится на вес золота, а официальной пропаганде не верят априори, по определению.

В сумме мы имеем феномен существования российской государственной власти в виде внешне авторитарного, но внутренне слабого политического режима, подмываемого снизу народным недовольством, подрываемого с боков внутренней оппозицией - как левой, традиционной, так и ренегатской, бросившей Ельцина тогда, когда России нужна наибольшая поддержка ее президента на весь оставшийся законный срок его легислатуры. Именно потому, что внешняя агрессия и внешние нападки на страну достигли апогея.

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?

Ослаблять Ельцина нужно было раньше, года два-три назад.

Ограничивать его власть путем дворцового переворота или путем создания максимально легитимного внеконституционного органа нужно было до осени прошлого года.

Ныне мотивации, а следовательно и действия должны быть изменены, причем в интересах не Ельцина, а России.

Во-первых, ясно, что процесс полумирного отделения Чечни от России закончился полным провалом. Мирно она не отделится, тем более не отделится одна - оторвет или по крайней мере подожжет весь Кавказ (лишь сначала только Северный). Что это будет означать в геополитическом раскладе, рано или поздно поймут даже американцы. Если не поймут сами - им объяснят израильтяне.

Время, когда Чечню можно было купить - прошло. Да и дармовые деньги развращают. Аппетиты "независимой от всего, кроме инстинктов" Ичкерии переросли даже те суммы, которые, по неявным утверждениям Запада, отмывали русские преступники через "Банк оф Нью-Йорк".

Следовательно, выбора перед Россией нет: Чечню можно только заставить вести себя прилично. То есть победить: силой или совокупным международным давлением.

Не факт, что это можно успеть сделать до президентских выборов, но чтобы это было возможно вообще, а также для того, чтобы нормальные парламентские и президентские выборы в России состоялись, необходимо, чтобы все политические силы России консолидировались, как это не трудно, именно в период предвыборной борьбы и именно ввиду двух главных опасностей, соединившихся сейчас в одну - угрозу полной дискредитации государственной власти в стране под военными ударами на Кавказе и информационными ударами на Западе.

Консолидация, естественно, должна произойти вокруг этих двух пунктов.

Дагестан. Официальная и публичная поддержка всеми государственными институтами, прежде всего Думой и Советом Федерации, а также всеми крупными предвыборными партиями и движениями всех действий президента, правительства и вооруженных сил России в Дагестане и Чечне. Объявление чрезвычайного положения во всем регионе Северного Кавказа или только в Дагестане и Чечне как субъектах Российской Федерации.

Не надо забывать и об СНГ. Россия должна увязывать все виды своей экономической и политической помощи тем или иным странам СНГ и даже просто уровень отношений с этими странами с их позицией по данному вопросу. То же относится и к поддержке Россией политиков и политических партий, идущих в данный момент на выборы в разных странах СНГ.

Премьер-министр России должен бы в рамках такой политики на два дня прилететь в Армению, на полсуток - в Грузию. А сам президент - хотя бы на два часа слетать в Ереван.

"Кремлевская коррупция". Обе палаты российского парламента и все идущие на выборы политические партии, движения и отдельно взятые политики должны заявить, что дело о "кремлевской коррупции" есть внутренне дело России, возникшее, кстати, не без участия Запада (не в части только дела, но и в части коррупции). До президентских выборов объявляется мораторий на расследование этого дела или во всяком случае на участие в этом российских правоохранительных органов. Причина такого экстраординарного решения - возмущение, которое может оказать публичная информационная война вокруг этого дела на свободное волеизъявление избирателей.

Новый президент обязан инициировать возобновление расследования этого "кремлевского дела", если к тому времени предмет расследования не исчезнет.

Фундаментальная мотивация такого решения - нежелание путем расследования деятельности конкретного носителя президентской власти вольно или невольно дискредитировать сам институт этой власти, а следовательно подрывать систему государственных институтов в России вообще ввиду обессмысливания в этих условиях самой идеи президентских выборов и ввиду войны, ведомой внешними силами на российской (дагестанской) территории.

Такая позиция российской политической элиты должна быть обусловлена гарантиями Кремля на отказ от попыток отмены либо переноса сроков выборов. Но это лишь с одной стороны.

С другой стороны, нынешний президент должен выпустить и провести через Думу и Совет Федерации конкретные, эффективные и ответственные распоряжения, направленные на восстановление спокойствия и действия законов России прежде всего в Дагестане, а в перспективе - и в Чечне, которой решением президента должен быть поставлен ультиматум - либо вхождение вновь под юрисдикцию России де-факто, либо объявление всех незаконных структур, сил и должностных лиц на этой территории преступными.

***

Президент России Ельцин долго спал - с самого июля 1996 года. Он проспал Северный Кавказ. Но это не значит, что теперь общество и политический класс должны не заставлять Ельцина действовать, оказав соответствующую поддержку, а полностью дискредитировать или лишить всякой возможности действовать. Тем более, что те, кто был к Ельцину близок раньше, не слишком-то стремились его разбудить. Вслух и настойчиво об опасности вооруженной экспансии Чечни в Дагестане говорила только пресса. Но никак не официальные лица.

Добить Ельцина - сейчас для этого не нужно ни большого ума, ни даже особой смелости. Ум и смелость нужны для прямо противоположного - помочь Ельцину, что, как ни странно, на этом конкретном отрезке времени равнозначно помощи России.

Или мы хотим-таки попасть в уже расставленную ловушку? В надежде, что она захлопнется сразу, как в нее войдет один Ельцин? А остальных минует чаша сия? Ну так по вере вашей вам и воздастся!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1687
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1047
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
761
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1041

Другие новости