Безуглеродная энергетика становится «коньком» для крупнейшей российской госкорпорации «Росатом». Фото пресс-службы ВетроОГК
В рамках Российской энергетической недели (РЭН-2017), которая проходила в Москве с 3 по 7 октября, наверное, впервые за всю историю крупных энергетических форумов большое внимание было уделено возобновляемой энергетике.
Открывая Энергетический форум, президент России Владимир Путин сказал: «Сегодня практически все развитые страны взяли курс на развитие чистой энергетики, в том числе возобновляемых источников. На них приходится уже более половины всех вводимых в мире мощностей генерации». При этом президент отметил, что «в российском энергобалансе на чистую энергетику приходится более трети – это атомные станции, гидроэлектростанции и возобновляемые источники энергии». Отдельно Путин подчеркнул, что «Россия и дальше будет стимулировать капвложения в возобновляемые источники».
Такие крупные игроки на российском энергорынке, как Росатом, уже приняли решение по диверсификации своего бизнеса именно в низкоуглеродной энергетике. Эти шаги госкорпорации напрямую вытекают из стратегии Росатома по развитию чистых видов генерации.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что с подачи Росатома, выигравшего в 2016 году конкурс на строительство ветропарков общей мощностью 610 МВт, в России появились рынок ветроэнергетики и пул сильных игроков. В 2017 году портфель госкорпорации пополнился заказом на строительство еще 360 МВт ветроэлектростанций. В период 2018–2022 годов АО «ВетроОГК» («дочка» Росатома) предстоит построить ветроэлектростанции общей мощностью 970 МВт, что составляет 43% российского рынка ветрогенерации. О создании специального подразделения, развивающего ветроэнергетический бизнес Росатома, «Независимая газета» подробно информировала своих читателей.
«Революционность» действий АО «НоваВинд», дивизион Росатома, отвечающий за реализацию программ в новой энергетике, вовсе не в строительстве ветропарков. Росатом приступает к реализации самой масштабной в России программы локализации производства самих ветроустановок, причем используя свои же машиностроительные мощности, которые сегодня успешно обслуживают российскую атомную отрасль и мировую экспансию наших атомщиков. Создание новой отрасли не останавливается лишь на строительстве ВЭС и локализации производства отдельных компонентов ВЭУ. Ветроустановка – это совокупность продуктов, включающая послепродажную поддержку, обучение персонала и так далее, обеспечение всего жизненного цикла объекта ветроэнергетики.
Технологическим партнером Росатома стала голландская компания Lagerwey, имеющая 40-летний опыт проектирования и эксплуатации ВЭУ. Лицензионное соглашение о передаче технологий Lagerwey по производству ВЭУ было подписано в июне 2017 года в ходе работы международного форума «Атомэкспо». Локализация производства ВЭУ в России ведет к тому, что продуктом становится не только энергия, но и сама ВЭУ, произведенная в России. Наличие технологического партнера позволяет не только адаптировать лучшие технологии ветроэнергетики в стране, но и создать задел для будущих конкурентоспособных инновационных продуктов, способных конкурировать на международном рынке.
Технологическое партнерство Росатома и Lagerwey – это оптимальный формат. При запуске в России производства проверенной в эксплуатации разработки формируется потенциал для следующего шага. В апреле этого года Lagerwey приступила к испытаниям четырехмегаваттной ВЭУ, которую впоследствии Росатом намерен локализовать в России. Такая турбина оптимально отвечает российским условиям, так как в районах основного энергопотребления ветер, как правило, не превышает 8–9 м в секунду. Высота башни, увеличенный диаметр ветроколеса обеспечивают повышенную выработку с одной точки, а модульный дизайн башни позволяет производить монтаж установки, в том числе и в районах с неразвитой инфраструктурой. Ввод в эксплуатацию новых ВЭС Росатома позволит обкатать в России существующие технологии и совместно с партнером заниматься перспективными разработками и совместным продвижением нашей продукции на внешний рынок.
На РЭН-2017 заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «НоваВинд» Эмин Аскеров отметил, что «Росатом ориентирован на мировой спрос в энергетическом машиностроении. По прогнозам Центра стратегических разработок, мировой рынок современного энергетического оборудования и систем оценивается в 1,3 трлн долл. Для нас появляется уникальное окно возможностей не только создать у нас в стране новую ветроэнергетическую отрасль, но и выйти на рынок энергомашиностроения с произведенным в России продуктом».
Приоритетным регионом для развертывания проектов Росатома в ветроэнергетике является Южный федеральный округ.
Первая ВЭС мощностью 150 МВт будет построена на территории двух муниципальных районов (Шовгеновского и Гиагинского) Республики Адыгея. В настоящее время составляется цифровая модель площадки, разрабатывается план оптимального расположения ВЭУ на местности с учетом максимизации выработки электроэнергии и снижения затрат на строительство инфраструктурных объектов. Всего к размещению планируется 60 ВЭУ суммарной мощностью 150 МВт. Для последующих ВЭС рассматривается еще ряд площадок на юге России. В Краснодарском крае совместно с администрацией Краснодарского края разрабатывается «дорожная карта» проекта. В настоящее время планируется провести необходимые ветроизмерения на потенциальных площадках вдоль Черноморского побережья Краснодарского края и в ряде других районов юга России. Строительство ветропарков намечено на 2019–2022 годы.
В ходе работы форума РЭН-2017 заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «НоваВинд» Эмин Аскеров отметил, что при реализации масштабных программ в ветроэнергетике бизнесу необходима поддержка региональных властей: «Нам необходимо содействие региональных властей в решении целого ряда вопросов, таких как внесение ВЭС в схему и программу перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ, внесение ВЭС в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, подготовка и согласование документации по планировке территории. Кроме того, содействие при оформлении прав на земельные участки для строительства и эксплуатации ВЭС, содействие при получении разрешительной документации для строительства ВЭС».
На горизонте 10 лет в России планируется вывод из эксплуатации около 9 ГВт мощности. Ряд теплогенерирующих компаний, чьи ТЭЦ приносят сегодня убытки на рынке электроэнергии, но которые не могут их закрыть из-за требований надежности энергосистемы, рассматривают проекты замещения своих ТЭЦ на ВЭС.
«Не стоит ограничивать объемы ветроэнергетики 3 ГВт. У отрасли есть больший потенциал. Важно правильно выработать меры поддержки возобновляемой энергетики не только до 2024 года, но и на дальнейший период. Нам важна поддержка в решении вопроса по «технологически нейтральным» конкурсам на строительство энергетических объектов, идущим на замену устаревшим. Возобновляемая энергетика должна иметь возможность конкурировать с традиционной. Ключевым показателем при выборе объекта должна быть его экономическая эффективность. Важно отметить, что объекты ВИЭ имеют значительно меньшие издержки в эксплуатации, чем объекты традиционной генерации», – сказал Аскеров на круглом столе «Рост неизбежен: новые проекты ВИЭ в регионах».
«Программы создания ветропарков и солнечных электростанций и программы локализации комплектующих станут точками роста, в том числе и для регионов, на территории которых могут развиваться небольшие высокотехнологичные бизнесы, связанные с возобновляемой энергетикой. Это уже происходит в Германии, например. ВЭС и СЭС – это, по сути дела, площадки для обкатки новых технологий в энергетике», – сказал Аскеров.