Стоимость электроэнергии в России с начала года значительно выросла. Фото Reuters
Рост платежей по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) в электроэнергетике, который привел к резкому подорожанию мощности и электроэнергии в начале года, заставляет промышленных потребителей искать и предлагать властям пути коррекции ценообразования. В ДПМ существует целый ряд изъянов, на которые эксперты и участники рынка обращают внимание чиновников уже давно, но пока безрезультатно.
Согласно отчетам Российского энергетического агентства (РЭА, входит в Минэнерго), в первые месяцы нынешнего года фиксируется рост цен на электроэнергию на розничных рынках стабильно выше 10% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Основную часть нагрузки несут промышленные потребители. За первый квартал 2017 года по отношению к аналогичному периоду 2016-го для потребителей, не относящихся к населению, электроэнергия подорожала на 13,2%. Темпы роста значительно превышают инфляцию и прогноз социально-экономического развития страны, говорится в отчете РЭА, и были обусловлены «увеличением оптовых цен на мощность, главным образом по договорам ДПМ АЭС в первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал). Только в феврале мощность здесь подорожала на 25–30%.
ДПМ предусматривают повышенные платежи за мощность, гарантирующие окупаемость инвестиций. Выплаты энергетики начинают получать после ввода энергоблока. При этом строительство объектов атомной генерации дороже, чем других видов станций, поэтому и выплаты по ДПМ АЭС – самые значительные. В начале года именно вводы дорогостоящих энергоблоков АЭС главным образом вызвали подорожание мощности, признают эксперты и чиновники. По подсчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за мощность новых атомных блоков в 2017 году потребители электроэнергии вынуждены заплатить около 100 млрд руб.
Некоторые аналитики считают, что введенные в этом году объекты АЭС были исключительно дорогостоящими из-за инновационного характера и затрат на расширенную инфраструктуру, а дальнейшие вводы (по ДПМ осталось построить четыре энергоблока) обойдутся рынку дешевле, при этом низкая стоимость атомной энергии позволит снизить свободные цены на энергорынке. Однако с такой позицией согласны далеко не все. Избыточная нагрузка, вызванная высокими капитальными затратами, ложится на потребителей сразу после запуска АЭС, а выгоду от снижения цен на спотовом рынке они получат лишь в долгосрочной перспективе, отмечают эксперты ИПЕМ. К 2020–2021 годам объем платежей по ДПМ одной только атомной генерации может достигнуть 300 млрд руб. в год – это больше, чем сейчас получают генерирующие компании в рамках ДПМ, подсчитали в апреле в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА).
При этом параметры расчета цены мощности новых энергоблоков давно вызывают непонимание и критику со стороны потребителей, которые считают их слишком лояльными по отношению к генераторам и несправедливыми по отношению к промышленности. Так, ДПМ АЭС заключается минимум на 20 лет, цена мощности определяется исходя из 25-летнего срока окупаемости капитальных вложений. При этом расчетный срок службы новых энергоблоков АЭС, согласно открытым данным, составляет 50–60 лет. Это означает получение дополнительной прибыли после прохождения 25-летнего срока окупаемости за счет поставки по маржинальным ценам рынка. Сроки действия ДПМ нужно продлять до 35–45 лет, писал весной вице-премьеру Аркадию Дворковичу директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.
Строительство АЭС объективно должно обходиться дорого, но при этом принимаются во внимание и компенсируются в полном объеме не нормативные капитальные затраты, а фактические, отмечают эксперты. Расчет тарифа привязан к доходности долгосрочных государственных облигаций в предшествующем году. Сейчас базовая величина доходности – 10,5%, ее необходимо снижать, поскольку она выше прошлой и прогнозируемой инфляции, считают в Сообществе потребителей энергии. «Там кривой, непрозрачный механизм инвестиций и операционных затрат, – заявил вице-президент Fortum по тепловому бизнесу Парвиз Абдушукуров на семинаре «Энергокухня» в прошлом году. – Действует так называемая надбавка за безопасность. Было бы понятно, если бы это действительно было про безопасность. Но построено так: сколько ты принесешь, столько тебе и дадут. Это неправильно. Капитальные затраты в АЭС колоссальные».
При этом отдельные проекты строительства АЭС частично финансировались за счет так называемых целевых инвестиционных средств (ЦИС) – надбавки в тариф для потребителей. Еще один источник – бюджетные средства в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России». В ФЦП заложено выделение сотен миллиардов рублей до 2020 года. Эти инвестиции уже оплачены потребителями и государством, но фактически предъявляются к повторной оплате в рамках ДПМ – Василий Киселев обращал на это внимание министра энергетики Александра Новака еще в 2014 году. По мнению промышленных потребителей, в цене мощности необходимо корректно учесть полученные ранее энергетиками ЦИС и бюджетные ассигнования.