Главе СП Борису Ковальчуку предстоит взвесить все «за» и «против» в ходе анализа последствий денежно-кредитной политики ЦБ. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Как выяснила «НГ», в июне Счетная палата (СП) завершит особую проверку Центробанка (ЦБ), цель которой проанализировать последствия политики инфляционного таргетирования и особенно высокой ключевой ставки. После чего аудиторы сформулируют предложения, как обеспечить согласованность денежно-кредитных, бюджетных и экономических мер, которые часто выглядят противоречащими друг другу. В ЦБ в ответ на это сообщили «НГ», что вне зависимости от проверок регулятор принимает решения на основе собственного анализа. И судя по всему, этот анализ убеждает ЦБ только в одном: в том, что высокая ключевая ставка – эффективное суперлекарство. Другой вопрос: в той ли дозировке его назначают?
В минувшую пятницу по итогам заседания совета директоров ЦБ уже в четвертый раз принял решение сохранить ключевую ставку на исторически максимальном уровне – 21% годовых. «Чтобы снизить инфляцию, нам нужно длительное время сохранять жесткие денежно-кредитные условия, – пояснила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. – Наши дальнейшие решения будут зависеть от того, насколько быстро и устойчиво замедляется инфляция».
В марте годовая инфляция превысила 10% (показатель по отношению к марту прошлого года). Но текущие темпы роста цен «в пересчете на год», как сообщила глава ЦБ, замедлились примерно до 7% – здесь имеется в виду уже другой, особый показатель, демонстрирующий, какой была бы инфляция в стране в целом за год, если бы зафиксированные именно на текущий момент темпы роста цен сохранялись в течение всего года.
Проблема же в том, что это замедление сейчас происходит неравномерно по потребительской корзине. Как уточнили в ЦБ, темпы роста цен на непродовольственные товары в марте опустились даже ниже 2% в пересчете на год, тогда как по продовольствию и услугам они снизились менее значительно и пока близки к 10%.
«Цены на непродовольственные товары быстрее откликаются на изменение ключевой ставки, чем цены на услуги и продукты питания», – указала Набиуллина. Ведь население покупает товары длительного пользования из-за их дороговизны чаще всего как раз в кредит. И в этом случае, удерживая в экономике высокие процентные ставки, ЦБ влияет на доступность займов (делая их недоступнее), на кредитную активность и тем самым на спрос на такие товары, остужая его в расчете на то, что это приведет к замедлению роста цен.
Иная ситуация с услугами и особенно с продуктами питания. Применительно к ним потребительская активность гораздо менее подвержена влиянию Центробанка. Причем очевидно, что даже от некоторых видов услуг потребители в определенный момент при чрезмерном финансовом давлении тоже могут отказаться.
Но не от продуктов питания: в этом случае единственный доступный населению маневр – выбор среди имеющегося ассортимента все более дешевых продуктов в ущерб их качеству и пользе, в ущерб полноценному и разнообразному питанию всей семьи.
![]() |
В Центробанке назвали аудиторские проверки нормальной практикой. Фото Reuters |
Впрочем, вопрос дозировки остается открытым, ведь даже хорошее лекарство может сильно навредить при передозировке, тем более длительной.
Денежно-кредитная политика Центробанка и ее последствия в этом году попали в фокус повышенного внимания уже не только бизнесменов, включая системообразующих представителей ключевых отраслей экономики, не только депутатов, но и аудиторов Счетной палаты.
В конце марта, выступая в Госдуме, глава СП Борис Ковальчук сообщил депутатам, что его ведомство в этом году изучит влияние ключевой ставки ЦБ на инфляцию. «Это будет именно экспертно-аналитическое мероприятие, поскольку оно достаточно сложное и много различных точек зрения может быть по данным вопросам», – отметил тогда Ковальчук.
Он обратил внимание, что за полтора года – с июня 2023 года по декабрь 2024-го – ключевая ставка ЦБ выросла почти в три раза. «Это накладывает отпечаток на инвестиции в основной капитал. Мы уже видим и по итогам четвертого квартала 2024-го, и по прогнозам 2025 года, что ожидается существенное снижение именно инвестиций в основной капитал, что обусловлено дороговизной кредитов», – пояснил Ковальчук (см. «НГ» от 20.03.25).
В пресс-службе СП сейчас подтвердили «НГ», что в настоящее время Счетная палата проводит экспертно-аналитическое мероприятие под названием «Анализ политики инфляционного таргетирования, проводимой Банком России в 2022–2024 годах, и ее влияния на фактический уровень достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации».
Также в ведомстве сообщили, что «по итогам проверки планируется сформировать предложения по повышению согласованности денежно-кредитной, бюджетной и экономической политик, а также оценить влияние ключевой ставки на инвестиционное и сберегательное поведение граждан и бизнеса, ее влияние на отдельные характеристики федерального бюджета». «Запланированный срок завершения мероприятия – июнь текущего года», – уточнили в СП.
В пресс-службе ЦБ, отвечая на запрос «НГ», напомнили, что проверки Счетной палаты – «это нормальная практика». «Ежегодно Счетная палата проверяет Банк России по разным направлениям, в том числе по денежно-кредитной политике. В частности, ежегодно проводит экспертно-аналитические мероприятия на тему обоснованности Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики», – привели пример в ЦБ.
Обсуждая упомянутое экспертно-аналитическое мероприятие, в пресс-службе ЦБ отметили, что решение о его дополнительном проведении было принято специалистами СП в прошлом году, причем речь идет об аналитической работе, которая охватит сразу несколько лет – с 2022 по 2024 год.
«Мы рассматриваем результаты всех мероприятий Счетной палаты – как контрольных, так и экспертно-аналитических», – сообщили также в Центробанке. Но, как пояснили «НГ» в ведомстве, решения по денежно-кредитной политике принимаются регулятором на основе собственного анализа ситуации, прогноза и рисков.