В России снижается число налоговых проверок бизнеса, но общая сумма претензий в виде доначислений и штрафов увеличивается. Среднее доначисление налогов на одну компанию в 2024 году составило рекордные 70 млн руб., что в два раза больше, чем пять лет назад. А почти каждый десятый выписанный штраф пришелся на индивидуальных предпринимателей.
![]() |
Суммарные налоговые доначисления по итогам проверок. Источник: FinExpertiza |
Общая сумма налоговых доначислений и штрафов, выписанных бизнесу по итогам камеральных и выездных налоговых проверок в 2024 году, превысила 466 млрд руб. И это на 8% больше, чем годом ранее, подсчитали в аналитической службе компании FinExpertiza. В эту статистику вошли проверки организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц (самозанятых, граждан, занимающихся частной практикой, – нотариусы, адвокаты и прочие специалисты).
Из общей суммы претензий 427 млрд доначислений пришлось на компании. А остальная сумма в 39 млрд руб. – это налоговые доначисления по налогам на доходы ИП и физических лиц.
Хотя общая сумма доначисленных штрафов заметно выросла, общее количество налоговых проверок за прошлый год сократилось. Так, количество выездных проверок сократилось на 10%, до 4,9 тыс. в 2024 году. Однако каждая выездная проверка закончилась доначислениями, общая сумма которых превысила 333 млрд руб.
Эксперты обращают внимание и на рост среднего налогового доначисления. В 2024 году оно превысило 70 млн руб., что на 9% больше, чем годом ранее (64,3 млн руб.). Такая сумма стала максимальной с 2019 года. Тогда средний налоговый платеж по итогам выездных проверок составлял 26,7 млн руб., притом что число самих проверок было в два раза выше, чем сегодня – 9,4 тыс.
Количество камеральных проверок, которые проводятся без непосредственного участия налогоплательщиков только на основе сданных налоговых деклараций, наоборот, за год незначительно выросло – на 2,6%, составив 54,1 млн. Однако нарушения по ним обнаружились только и в 2,5 млн случаев (4,6% от всех проверок). По результатам проверок деклараций налоговики доначислили еще 132,6 млрд руб., или в среднем по 54 тыс. руб. на каждую проверку. Как замечает президент FinExpertiza Елена Трубникова, наибольшие доначисления налогов в прошлом году получили компании-налогоплательщики, участвующие в реализации национальных проектов и прочих инициатив, финансируемых из бюджета – 7,7 млрд руб. «Чуть меньше было доначислено игрокам финансового сектора – 7 млрд руб. Далее следуют газодобывающие предприятия – 5 млрд руб. и металлурги – 4,7 млрд руб. Также значительные суммы было предложено доплатить транснациональным компаниям – их доначисления составили 3,8 млрд руб.», – добавляет она. Эксперты обращают внимание, что сумма налоговых претензий выросла примерно в соответствии с официальным уровнем инфляции.
Снижение общего числа проверок связано с тем, что Федеральная налоговая служба (ФНС) изменила свой подход. «Теперь акцент сделан не на масштабные постфактум проверки, а на предпроверочный анализ (ППА). Это значит, что инспекторы заранее предлагают компаниям добровольно пересчитать свои налоговые обязательства в большую сторону – еще до начала проверки», – поясняет эксперт совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной политике Алексей Крылов.
То есть теперь выездная проверка проводится в основном в отношении компаний, которые ранее игнорировали запросы налоговой. «И если ФНС все же принимает решение о проверке, это значит, что она уже собрала полноценную доказательную базу. В таких случаях доначисления, как правило, значительные, а суды в 99% случаев полностью поддерживают требования налоговой», – поясняет Крылов. Кроме того, IT-системы ФНС и банков становятся все точнее, и уклонения выявляются заранее, в рамках ППА, продолжает эксперт.
Внимание фискальных органов к деятельности бизнеса можно объяснить увеличением доли убыточных организаций – особенно тех, у кого растет выручка, считает доцент РЭУ им. Плеханова Равиль Ахмадеев. Внимание проверяющих вызывает также правомерность возмещения по НДС во внешнеэкономической деятельности. «В отношении физических лиц налоговые расследования в большей степени затронули деятельность блогеров, которая была основана на минимизации налоговых платежей за счет дробления своего бизнеса», – продолжает Ахмадеев.
Количество судебных дел по неуплате налогов блогерами и различными бизнес-тренерами только в 2023 году выросло на 70–80%. Так, блогер Елена Блиновская обвинялась в уклонении от уплаты налогов в размере 905 млн руб., легализации большей части из этой суммы, а также в неправомерном обороте средств платежей. Претензии к блогеру под псевдонимом Лерчек составили около 505 млн руб. В прошлом году ФНС заблокировала счета блогера Анастасии Ивлеевой из-за задолженности по налогам в 11,4 млн руб., которую та впоследствии выплатила. В апреле этого года ФНС арестовала счета лейбла российского рэпера Элджея. По итогам прошлого года доходы этого рэпера якобы упали в восемь раз, а его компания показала убыток на 1 млн руб.
Налоговые претензии к бизнесу растут и по причинам повышения эффективности налогового администрирования, считает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. «ФНС активно идет по пути внедрения цифровых технологий, и это позволяет выявлять нарушения без выездных проверок. Налоговая стала смещать фокус своего внимания на крупные платежи, что тоже стало следствием сокращения числа выездных проверок. Проверки проходят сейчас выборочно с упором на компании, использующие сомнительные схемы или имеющие высокие обороты», – говорит он.
«Налоговые органы активно используют цифровые технологии и анализ больших данных для выявления рисков и нарушений. Это приводит к более тщательному мониторингу бизнеса и, как следствие, к росту доначислений», – добавляет финансовый советник компании AMCH Станислав Калошин. Кроме того, продолжает он, изменения в налоговом законодательстве могут приводить к путанице и ошибкам со стороны бизнеса, что, в свою очередь, приводит к доначислениям.
«Рост налоговых доначислений при сокращении числа выездных проверок продолжается уже не первый год. Основу для этой тенденции заложил переход налоговых органов к риск-ориентированному подходу при проверках, когда вместо «случайно выбранных» налогоплательщиков стали проверять тех, у кого налоговые органы видят наибольшую вероятность нарушений на основании перечня критериев», – подчеркивает замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. Она считает, что налоговое администрирование становится жестче.
«Сам факт развития концепции риск-ориентированного налогового контроля должен был привести к эффективности налогового контроля с точки зрения суммы налоговых претензий в расчете на одну налоговую проверку. Что мы и наблюдаем – акцентирование внимания на наиболее злостных и масштабных случаях уклонения», – говорит декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Вадим Засько.
Еще одна причина – ужесточение контроля за трансферным ценообразованием. «ФНС будет сейчас активно оспаривать сделки между взаимозависимыми лицами, когда в рамках одной компании заключаются договоры по заведомо низким ценам и появляется необоснованная налоговая выгода», – полагает Абелев.
Эксперты не исключают, что тенденция роста налоговых доначислений продолжится и в этом году, так как с 2025 года вступили в силу различные налоговые новации. «С 2025 года введена прогрессивная шкала НДФЛ (пять ставок от 13% до 22%), изменены условия для перехода на УСН (предельный порог дохода увеличен с 200 до 450 млн руб. в год), введен НДС для предприятий на «упрощенке» с доходом свыше 60 млн руб., предусмотрена амнистия за добровольный отказ от схем дробления бизнеса. Также с 2025 года начинает действовать туристический налог для гостиниц – с 1% в 2025 году до 5% в 2029 году. Повышена и ставка налога на прибыль – с 20 до 25%», – перечисляет завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.
«Налоговых претензий в 2025 году может оказаться больше в связи с масштабными изменениями налоговой системы с начала года. В частности, повышенные риски доначислений могут возникнуть у малых компаний с годовой выручкой выше 60 млн руб., для которых с этого года введена обязанность уплаты НДС. До этого у большинства таких компаний, находившихся на упрощенной системе, опыта ведения учета и отчетности по НДС просто не было – отсюда и повышенная вероятность ошибок, несоответствий в документах и т.д.», – поясняет Кононова.