Расширение мер поддержки автопрома может благоприятно сказаться и на продажах «АвтоВАЗа». Фото Reuters
Глубокий спад продаж и производства автомобилей в России заставил вмешаться федеральное правительство. Для поддержки отрасли чиновники обещают расширить программу льготного автокредитования. Действующая госпрограмма с бюджетом в 36 млрд руб. не спасла авторынок от падения на 45% весной 2025 года. Кроме увеличения бюджета госпрограммы потребуется и расширить список льготных категорий потенциальных покупателей, считают эксперты.
«Даны поручения Дениса Валентиновича Мантурова (первый вице-премьер. – «НГ») по расширению программы льготного кредитования. Мы надеемся, что это даст какой-то позитивный эффект, и мы все-таки сможем несколько ситуацию улучшить», – объявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. При этом он сомневается, что даже с поддержкой отрасль способна повторить рекорды прошлого года, так как на рынок дополнительно давят скопившиеся на складах нераспроданные автомобили.
Сегодня российский авторынок действительно переживает драматическое падение. В марте 2025 года в России продали свыше 82,6 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей с учетом альтернативных каналов поставок, что на 45% меньше продаж марта прошлого года, говорилось в сообщении комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За первый квартал 2025 года продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В концерне «АвтоВАЗ» сообщили, что продажи автомобилей Lada на российском рынке в марте 2025 года упали на 33% в годовом выражении, до 28,7 тыс. штук. По итогам первого квартала 2025 года концерном было реализовано свыше 76,2 тыс. автомобилей Lada, что почти на 17% ниже, чем годом ранее (см. «НГ» от 03.04.25).
На российский рынок помимо дорогих кредитов оказывают негативное влияние и «ждуны», которые готовы сменить машину, но ждут появления на рынке новых моделей. Вероятно, этим же и объясняется всплеск спроса на южнокорейские авто. Так, в марте поставки в РФ машин из Южной Кореи увеличились в 1,6 раза в годовом выражении, до 72 млн долл., сообщает РИА Новости со ссылкой на данные корейской статслужбы. В результате по итогам марта Россия заняла в южнокорейском импорте легковых автомобилей 12-е место, поднявшись за год с 22-го места.
В «АвтоВАЗе» признавали, что концерн находится под давлением собственного избыточного производства автомобилей. По экспертным оценкам, на начало 2025 года на складах дистрибьюторов в России скопилось рекордное количество нераспроданных новых автомобилей – около 700 тыс. машин, что было вдвое больше, чем на начало 2024 года. Свыше половины из них – произведенные в РФ, остальные – импорт. В «Автостате» оценивали стоки в 600 тыс. авто, из которых 400 тыс. приходилось на китайские машины и около 100 тыс. – на российские. Еще 100 тыс. – это нераспроданные коммерческие автомобили. В «АвтоСпецЦентре» запасы нераспроданных легковых автомобилей на начало года оценивали в 400–500 тыс. штук, чего может хватить на четыре-пять месяцев продаж.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в апреле оценил минимальный объем стока прошлогодних легковых автомобилей по итогам первого квартала в 350 тыс. штук. «Для нормальной работы дилерских сетей необходимо иметь двух-трехмесячный запас. А при нынешнем рынке (продажи около 80 тыс. в месяц) запасов хватает на полгода», – сообщал он в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, у решения этой проблемы есть два возможных пути. «Либо сокращать импорт и производство. Либо активно стимулировать (госпрограммами) продажи до 120–150 тыс. в месяц. Подобная практика была в 2010 году», – подчеркивает Целиков.
Руководство «АвтоВАЗа» в начале апреля также намекало на необходимость «взвешенных регуляторных решений в отношении доступности кредитов и лизинга для покупателей», которые «в данной ситуации особенно важны».
Ключевым фактором падения авторынка стала аномально высокая ставка по кредитам, а также и ужесточение требований к заемщикам со стороны ЦБ. По итогам января-февраля было выдано автокредитов на сумму в 152 млрд руб., что в 2,2 раза меньше, чем годом ранее, сообщали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). При этом доля отказов по заявкам на автокредиты только по итогам февраля превысила 80%. В НБКИ подчеркивают: доля отказов увеличивается третий месяц подряд. В самой организации увеличение отказов в выдаче автокредитов связывают с введением в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении граждан с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%).
В настоящий момент в России действуют программы льготного автокредитования и лизинга. На этот год общий объем финансирования запланирован на уровне более 60 млрд руб., в том числе 36 млрд руб. на льготное автокредитование и 27 млрд руб. на льготный лизинг. Это больше, чем годом ранее. В 2024 году эти программы были профинансированы почти на 45 млрд руб., в том числе на льготные автокредиты было направлено 26 млрд руб., на лизинг – около 19 млрд руб.
Под условия действующей программы подпадает ограниченный набор легковых автомобилей, а воспользоваться скидкой может ограниченное число россиян. Так, по условиям программы льготного автокредитования базовая скидка составляет 20% (для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) – 25%) от стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (при покупке электромобилей – 30%). Под условия программы подпадают автомобили с двигателем внутреннего сгорания стоимостью до 2 млн руб. и высоким уровнем локализации. На сегодняшний день это все модели LADA, ВИС, УАЗ, «Москвич 3», ГАЗ (полной массой до 3,5 т), уточняли в Минпромторге.
Программа действует для медработников, работников сферы образования, участников военной операции и членов их семей, граждан с инвалидностью, а также для семей с детьми, приобретающих автомобиль в субъектах ДФО. Кроме того, в Минпромторге в марте обещали рассмотреть предложение об увеличении скидки по льготному автокредитованию для жителей Донбасса и Новороссии. Для них предлагалось установить скидку в 25% стоимости автомобиля.
«Льготное автокредитование ограничивается специфическим сегментом рынка, а именно – недорогими моделями отечественной сборки. Автомобили Lada не дороже 2 млн руб., УАЗ, Haval Jolion тульской сборки и Changan под псевдонимом «Волга». И электромобили от «Москвича», – перечисляет член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. Все остальные авто предлагается брать в кредит от 26% до 41%, продолжает эксперт. Николаев недавний бум китайского автопрома объясняет стремлением людей закупиться впрок в преддверии повышения утилизационного сбора. Теперь же рынок замер в ожидании. По мнению Николаева, если правительство найдет средства на расширение лимитов льготной программы, то это может поддержать «АвтоВАЗ».