Фото Reuters
Тарифная война Дональда Трампа с Китаем вызвала падение нефтяных цен, что вызвало снижение рентабельности добывающих компаний. Ухудшение мировой конъюнктуры первыми почувствовали американские сланцевые компании, которые уже сигнализируют о своих финансовых проблемах. При снижении нефтяных цен до уровня в 50 долл. добыча черного золота в США сократится на 1 млн барр. в сутки. Проблемы сланцевых компаний обострило и решение стран ОПЕК+ по увеличению общей нефтедобычи.
По итогам прошлого года экспорт сырой нефти из США достиг очередного рекорда. Как следует из данных Управления энергетической информации (EIA) США, экспорт сырой нефти в 2024 году превысил среднегодовой показатель в 4,1 млн барр. в сутки (б/с). При этом в EIA указывают на замедление темпов роста экспорта. Так, в 2024 году поставки нефти выросли на 1% в годовом выражении против роста на 14% в 2023-м и 21% в 2022-м.
Большой объем американской нефти поставлялся в Европу, поставки которой значительно выросли за последние годы из-за санкций против российской нефти. По итогам прошлого года экспорт сырой нефти в Европу увеличился на 6%, до почти 2 млн б/с. В EIA замечают, что ЕС, а также страны Азии и Океании остаются основными направлениями американского нефтяного экспорта. На Азию в 2024 году приходилось 1,58 млн б/с, в первую очередь за счет увеличения поставок в Южную Корею, Сингапур и Индию при снижении экспорта в Китай.
Увеличение поставок стало возможным благодаря росту добычи. Однако в этом году положение американских нефтедобытчиков может дополнительно ухудшиться. Набирающая обороты тарифная война США с Китаем и другими экономиками обернулась обвалом нефтяных котировок.
После того как президент США Дональд Трамп объявил о повышении тарифов, цены на нефть в США упали на 16%. Это, в свою очередь, привело к тому, что цены опустились ниже уровня, необходимого для безубыточности многим производителям в Техасе. Так, критической ценой для многих американских производителей сланцевой нефти является 62 долл. за баррель нефти сорта WTI. И это с учетом обслуживания долга и выплаты дивидендов. Экономисты из S&P Global заявляют, что снижение цен на нефть до 50 долл. может привести к сокращению добычи более чем на 1 млн б/с, что сильно отличается от цели администрации Трампа по быстрому росту добычи для снижения цен на бензин в США. Как предупреждают сами руководители американских нефтекомпаний, производители сланцевой нефти в США могут столкнуться с кризисом промышленности из-за резкого падения цен.
Тарифная война Трампа уже привела к «неразберихе», которая рискует отпугнуть инвесторов от нефтегазового бизнеса. Если цена на нефть опустится до 50 долл. за баррель, то в отрасли останется вдвое меньше компаний, рассуждает главный инвестиционный директор компании Smead Capital Management Билл Смид. Эксперты из Оксфордского института энергетических исследований напоминают, что в нынешнем году «было много достаточно уверенных ожиданий роста спроса на нефть», которые «теперь можно выбросить на помойку».
Подобные предостережения звучат не впервые. В марте на фоне призывов президента США Дональда Трампа к увеличению внутренней добычи нефти и снижению цен на энергоносители аналитики Citigroup предупреждали о возможном снижении добычи нефти из-за падения доходности. Если цена WTI будет держаться на уровне около 65 долл. за баррель, американские сланцевые операторы, вероятно, остановят 25 буровых установок, и добыча нефти останется на стабильном уровне. Падение цен до 50 долл. может привести к сокращению числа буровых установок на 75 единиц и снижению добычи более чем на 300 тыс. б/с, следовало из отчета аналитиков. Даже цена в 60 долл. слишком низка для эффективной работы значительной части отрасли, отмечали экономисты из компании Trafigura. Американские нефтедобытчики в опросе, проведенном Федеральным резервным банком США в Далласе, прибыльной для бурения называли цену в 65 долл.
![]() |
Динамика экспорта сырой нефти из США по годам. Источник: EIA |
Еще один фактор для снижения цен на нефть – решение ОПЕК+ повысить добычу нефти в мае на 411 тыс. б/с, что соответствует трем ежемесячным надбавкам (135 тыс. б/с). Аналитикам сегодняшняя ситуация на нефтяном рынке напоминает времена пандемии. Тогда обвал цен на нефть повлек за собой волну банкротств в сланцевой промышленности.
«Двойным ударом» прямо называют и намерения Саудовской Аравии резко нарастить нефтедобычу в 2026–2027 годах и довести объемы добычи нефти до 12,3 млн б/с к 2028 году. Это заявление в сочетании с торговыми тарифами администрации президента США также негативно повлияло на нефтяные котировки. Аналитики опасаются, что Саудовская Аравия, как один из крупнейших производителей нефти в мире, может увеличить свою долю на рынке, добывая больше нефти и позволяя ценам дополнительно снижаться.
Вместе с тем в EIA считают, что и самой Саудовской Аравии для сбалансированного бюджета необходимы цены на Brent не ниже 55 долл за баррель. Они сомневаются, что Эр-Рияд может быть заинтересован в долгосрочном падении цен на нефть.
Независимые западные аналитики сомневаются, что решение Саудовской Аравии и ОПЕК+ наращивать добычу адекватно происходящим сегодня на нефтяном рынке событиям. Как пишут западные агентства, саудиты рискуют получить обратный эффект. Вместо того чтобы заставить нарушителей квот ОПЕК+ пойти на переговоры, страны-нарушители, наоборот, могут начать добывать еще больше, чтобы компенсировать часть потерянных доходов.
Правительства стран, чьи бюджеты существенно зависят от поставок черного золота, уже оказались под давлением самых низких цен со времен пандемии коронавируса и готовят меры в ответ на сокращение доходов от продажи сырья, обращают внимание западные агентства. К примеру, в бюджет Бразилии на этот год заложена средняя цена на Brent в 80,79 долл. за баррель. СМИ пишут о том, что страна уже готовит дополнительный аукцион по продаже долей в шельфовых нефтяных месторождениях для увеличения доходов. Другие страны – производители нефти, как сообщается, намерены покрыть дефицит за счет облигаций. Кувейт в марте принял закон, позволяющий правительству провести первый с 2017 года выпуск облигаций на международном рынке. Причем еще до начала стремительного падения цен на нефть власти страны планировали нарастить дефицит бюджета на этот год до 20,4 млрд долл.
Для бюджетов многих нефтедобывающих стран долгосрочное падение цен на черное золото станет проблемой. Мексиканские власти ожидали цену на нефть на уровне 62,5 долл. Для Ирака цена ниже 70 долл. за баррель нефти сорта Brent становится проблемой, так как расходы государства в значительной мере зависят от нефтяных доходов. Иран заложил цену в 64,38 долл. за баррель. На поступления от продажи сырья приходится треть доходов страны.
Саудовская Аравия традиционно считается страной с самой низкой себестоимостью добычи. Однако, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ), сегодня Эр-Рияду необходимы цены на нефть выше 90 долл. за баррель, чтобы сбалансировать бюджет. Экономисты из банка Goldman Sachs полагают, что падение цен на нефть может более чем удвоить дефицит бюджета Саудовской Аравии. «Дефицит (бюджета. – «НГ»), вероятно, увеличится с 30–35 млрд долл. (в 2024 году. – «НГ») до 70–75 млрд долл., если цены на нефть останутся на уровне 62 долл. в этом году», – заявляют в Goldman Sachs. Причина – необходимость финансирования амбициозных мегапроектов королевства, направленных на диверсификацию экономики. «Это означает больше заимствований, больше сокращений расходов, больше продаж активов», – рассуждают аналитики банка, добавляя, что финансирование такого уровня дефицита на международных рынках может быть «сложной задачей».
В первую очередь падение цен угрожает добыче в странах с высокой себестоимостью: США (сланец), Канаде, Бразилии, Аргентине, а также в Нигерии, Анголе и Мексике, перечисляет аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. «Причем особенно уязвимы частные и независимые производители, зависящие от кредитов и новых бурений», – уточняет он. В выигрыше, по мнению аналитика, окажутся крупные импортеры – Китай и Индия. Действия ОПЕК+ и Саудовской Аравии эксперт расценивает как скрытую форму давления, позволяющую стране сохранять свою долю рынка.