Машиностроение, ориентированное на госзапрос, показывает впечатляющие темпы роста. Фото Reuters
Показатели предпринимательской уверенности в РФ в марте снизились и в добыче, и в обработке. Хотя в последней выпуск увеличился на 5% за первые два месяца 2025 года. Ключевым драйвером роста обрабатывающей промышленности в прошлом году было машиностроение, которое показало рекордные темпы роста. Предпринимательская уверенность в секторе машиностроения по итогам прошлого года была на максимуме за последние 10 лет, подсчитали в Высшей школе экономики (ВШЭ). Однако ситуация внутри отдельных отраслей крайне неоднородна. Сектора, ориентированные на потребительский или экспортный спрос, страдают от снижения доходов, логистических трудностей и ограниченного кредитования. Рост же показывают отрасли, опирающиеся на бюджетные инвестиции.
Обрабатывающая промышленность выступает одним из важнейших локомотивов трансформации экономики РФ в новых условиях, рассказывают эксперты из Института статистических исследований ВШЭ. Центром роста в обрабатывающей промышленности экономисты называют отечественное машиностроение. «Предприятия по производству машин и оборудования наряду с другими отраслями в 2024 году оказались одними из наиболее рискоустойчивых и адаптивных к глобальным вызовам, транслируя в динамике большинства финансовых и производственных трендов своего развития не только успешную маневренность в скорректированных регуляторами стратегиях, но и сопротивляемость к продолжающимся негативным импульсам внешней конъюнктуры», – следует из доклада ВШЭ.
За последние несколько лет (с 2021 по 2024 год) индекс промышленного производства отрасли с вырос на 35,5%. Объем собственного производства машин и оборудования за тот же период увеличился на 80,5%. При этом наибольший вклад в прирост внесло производство машин и оборудования общего назначения (+76% за три года), станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов (+74,3%), следует из доклада Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ).
При этом единственной подотраслью, где за рассматриваемый период объем производства снизился, стало производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства. Производство сельхозоборудования совокупно за три года сократилось на 47,5%.
Увеличивается и число организаций, специализирующихся на производстве машин и оборудования. За последние три года их число возросло на 6,2% – до 15 тыс. Число крупных и средних организаций за этот период увеличилось на 9,5% – до 896, из которых 32 (+28%) специализируются на производстве станков, машин и оборудования для обработки металлов и других твердых материалов.
Увеличивается объем отгруженных товаров продукции машиностроения. Только за последний год было отгружено товаров на 2,8 трлн руб. Причем треть этой суммы пришлась на предприятия по производству прочих машин специального назначения. При этом именно в подотрасли по производству прочих машин специального назначения за четыре года объем отгруженных товаров вырос более чем в два раза – с 429,7 до 991,6 млрд руб. Около четверти (29%) было отгружено предприятиями по производству машин и оборудования общего назначения. В то же время меньше всего (3%) пришлось на производителей станков, машин и оборудования для обработки металлов.
Рентабельность в машиностроении по итогам 2024 года оказалась на исторически высоком уровне в 10,4%, что существенно выше показателей допандемийных лет, обращают внимание исследователи. Однако это же, по их мнению, может сдерживать инвесторов в дальнейшем – уровень рентабельности в отрасли все еще ниже доходности безрисковых однолетних облигаций федерального займа (ОФЗ), чья доходность составляла 18,6%.
Рост деловой активности в секторе ожидаемо повлек за собой и увеличение численности занятых. Так, по итогам 2024 года на предприятиях отрасли было занято свыше 439 тыс. человек, что на 6,6% больше, чем годом ранее. Однако усилился и дефицит кадров. Сегодня отрасли не хватает свыше 19 тыс. работников, что на 49% больше, чем в 2021 году.
Правда, процессы импортозамещения в отечественном машиностроении оценивают довольно противоречиво. Каждое третье промпредприятие в прошлом году заявило о снижении импортозависимости. При этом около 40% предприятий все еще нуждаются в замещении импортной продукции. И каждое пятое предприятие «испытывает высокую потребность в импортозамещении», а у каждого четвертого – потребность в замещении импорта в прошлом году даже возросла. В целом же 23% респондентов оценили свою степень импортозависимости как «высокую».
По мнению 87% респондентов, полный отказ от импорта пока невозможен. «Высокая степень зависимости от поставляемого из-за рубежа оборудования связана в том числе с нехваткой отечественных сопоставимых по качеству аналогов. Только 31% руководителей заявили, что их предприятие располагает конкурентоспособным российским оборудованием», – пишут исследователи. В 2024 году половина руководителей производств отмечали «высокую» и «очень высокую» потребность в российском оборудовании, эквивалентном зарубежному.
Главным лимитирующим фактором в машиностроительном комплексе большинство опрошенных руководителей (52%) называют высокий уровень инфляции. Каждый второй заявил о недостаточном спросе на свою продукцию на внутреннем рынке. Еще 44% опрошенных указали на недостаток высококвалифицированных кадров как на фактор, который сдерживает их развитие.
Рост в машиностроении вызван настоятельной необходимостью в импортозамещении на фоне ограничений на поставки оборудования в Россию со стороны недружественных стран, подчеркивают эксперты. «Станков и производственного оборудования стали делать больше. А зачастую и лучше. Динамика отрасли связана с потребностями СВО и ростом спроса со стороны государства. В машиностроении опережающими темпами росли зарплаты и улучшались финансовые показатели ряда предприятий», – говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин. Однако, как и для многих секторов экономики, проблемой становится сверхвысокая стоимость кредитов. Например, в сельхозмашиностроении спрос снижается, а значит, падает и производство, так как сельхозпроизводители не могут позволить себе приобретение новой техники при текущем уровне ставок. А значит, все меньше стимулов инвестировать в развитие, отмечает Копейкин.
В российском машиностроении сохраняется значительная неравномерность, что обусловлено различиями в спросе и источниках финансирования. «Рост фиксируется там, где доминируют инвестиционный спрос, расширение оборонного заказа, обновление промышленного оборудования и ускоренное импортозамещение в сегментах, не требующих значительных инвестиций в НИОКР», – подчеркивает научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара Дмитрий Евдокимов.
Общая картина характеризуется ростом в секторах, опирающихся на бюджетные инвестиции, и снижением в отраслях, завязанных на потребительский или экспортный спрос, продолжает он. В то время как отрасли, ориентированные на конечного потребителя, страдают от снижения доходов, логистических трудностей и ограниченного кредитования, продолжает эксперт.
«Частично подъем спроса на производственное оборудование связан с ростом продукции ОПК. Это во многом объясняется преференциями, предоставленными предприятиям оборонного комплекса благодаря «бюджетному импульсу». Комплексные меры поддержки, включая налоговые льготы и компенсации затрат, позволили предприятиям ОПК увеличивать выпуск продукции, несмотря на экономические условия и резкий рост процентных ставок», - соглашается директор по аналитике «Ингосстрах банка» Василий Кутьин.
«Рост связались импортозамещением из-за ухода западных производителей, что спровоцировало спрос на отечественные аналоги. Еще одна причина – гособоронзаказ, который тоже стимулирует развитие этих производств. Другое дело, что рост этот крайне неравномерный. Одни подотрасли машиностроения растут, а другие стагнируют, например, автомобильное и сельхозмашиностроение», - говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.
К слову, по итогам прошлого года объем производства российской сельхозтехники упал в денежном выражении на 12,5% (до 237,1 млрд руб.), ее продажи на внутреннем рынке – на 17,6% (до 198,4 млрд руб.), сообщали в ассоциации «Росспецмаш». Причем снижение выпуска и отгрузок сельхозтехники произошло по всем видам техники.
Выпуск зерноуборочных комбайнов за год снизился в количественном выражении на 17,4%, сельскохозяйственных тракторов – на 25,9%. Отгрузки этих видов техники на российский рынок упали на 30,7% и 12% соответственно. Падение производства и отгрузок зафиксировано и по ряду других наименований машин и оборудования: плугам, культиваторам, опрыскивателям, зерноочистительным машинам.
В «Росспецмаше» снижение спроса объясняли высокой ключевой ставкой Центробанка, низкой доходностью аграрного бизнеса, недостаточным финансированием мер господдержки аграриев и машиностроителей, а также ростом себестоимости производства техники и сельхозпродукции.
Ситуация продолжила ухудшаться и в этом году. По данным ассоциации, в январе этого года отгрузки техники сократились на 31,5% по сравнению с январем 2024-го. Особенно заметно упали поставки самоходных кормоуборочных комбайнов (-55,6%), зерноуборочных комбайнов (-51,5%) и сельскохозяйственных тракторов (-44%). В ассоциации ожидают, что по итогам года ситуация может дополнительно ухудшиться (см. «НГ» от 31.03.25).
Драматическая ситуация развивается и в отечественном автопроме. В прошлом же году в РФ было выпущено 756 тыс. легковых автомобилей, что было на 39% больше, чем годом ранее. АвтоВАЗ сообщал о росте выпуска на 40%, до 525,5 тыс. штук. В 2025 году производство продолжает увеличиваться. По итогам двух месяцев в стране было выпущено 115 тыс. легковушек, что почти на 13% больше, чем годом ранее. Однако текущие объемы производства заметно ниже докризисных. Для сравнения: по итогам доковидного 2019 года российские автозаводы в общей сложности произвели 1,72 млн единиц автомобильной техники. При этом сами автопроизводители жалуются на «драматическое» падение продаж и увеличение стоков непроданных машин. К слову, по итогам марта продажи новых автомобилей упали на 45% в годовом выражении, что во многом было вызвано снижением доступности автокредитов для населения (см. «НГ» от 03.04.25).
В металлургии же, как заявляют эксперты, спад продолжается из-за санкционного давления, роста издержек и слабого внешнего спроса. По итогам двух месяцев этого года металлургическое производство сократилось в годовом выражении на 3,2%. По итогам 2024 года падение составило 1,2%.
Гендиректор «Далини» Руслан Нигматулин видит несколько причин роста в машиностроении. «Первая - госзаказ, в том числе оборонзаказ. Вторая - вновь запустились и нарастили объемы те предприятия, которые в 2022 году остановились из-за санкций и ухода западных партнеров. Третья - реализуются новые производственные проекты, которые появились в 2022 году для импортозамещения», - перечисляет он, соглашаясь с тем, что в ряде отраслей сохраняются проблемы. «Особенно в автомобилестроении. Из-за ключевой ставки, банковских и лизинговых процентов российские автомобили не продаются - склады производителей забиты битком», - говорит эксперт.
Рост производства продукции значительно растет из-за отсутствия доступа к рынкам машин, оборудования и комплектующих из недружественных стран, при этом спрос у промышленных отраслей значительный, в том числе по ценам выше ранее импортируемых, добавляет профессор Финансового университета Иван Петров. «Ситуацию в машиностроении страны можно считать удовлетворительной: компании производят разные виды продукции, развивают технологии, выпускают новую технику и оборудование, происходит импортозамещение, модернизируют производственные мощности», - добавляет ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.