Фото Reuters
Несмотря на продолжающийся рост спроса на отдых внутри РФ, сама туристическая отрасль страны сталкивается с целым комплексом проблем. Дефицит авиапарка, отставание зарплат и кадровый дефицит, рост цен на перелеты и необходимость оптимизации затрат бизнеса затормозит дальнейшее развитие отрасли, уверены эксперты. Они не исключают, что в результате снизится доступность отдыха внутри страны и вернется тренд на «экономию» на отдыхе.
По итогам прошлого года число поездок по России выросло почти на 14%, превысив 91 млн. Вместе с турпотоком растет и инвестиционная привлекательность отрасли – за последние три года динамика роста инвестиций в основной капитал в туризме была на уровне 12–14% в год, отмечают эксперты и представители отрасли.
В правительстве РФ ожидают в этом году дальнейшего роста инвестиций в турсферу. Однако представители самой отрасли все больше говорят о нарастании в туризме самых разнообразных проблем, которые будут ограничивать ее дальнейший рост.
Во-первых, таким ограничением станет нехватка воздушных лайнеров. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) уже указывают на активное выбытие самолетов. По словам вице-президента РСТ Дмитрия Горина, сейчас в распоряжении российских перевозчиков находится около 800 самолетов, но каждый год из строя будут выходить 50–100 бортов. «Санкции еще не отменены, а выбытие самолетов серьезное – в прошлом году «на бетон» встали 58 судов», – сообщил он, ожидая, что нехватка самолетов сильно ударит по отрасли уже в 2027 году. «Из-за дефицита самолетов туроператоры, планируя полетные программы, вынуждены выбирать: недавно обсуждали, куда и на чем лететь – в Таиланд или на Занзибар в Танзанию, и выбрали Таиланд как более популярное направление», – привел пример Горин.
Согласно его ожиданиям, восстановление флота и маршрутов займет годы, и в этой ситуации плюсом становится увеличение до 40% доли иностранных авиакомпаний на российском рынке.
В РСТ обеспокоены снижением роста внутренних перевозок на фоне повышения цен на авиабилеты из-за инфляции и увеличения эксплуатационных расходов авиакомпаний. Из позитивных тенденций он отметил рост объемов перевозок на международных направлениях, что способствует восстановлению выездного туризма.
Как следует из мониторинга, который проводит Ассоциация туроператоров России (АТОР), стоимость авиаперелетов по РФ этой весной в среднем подорожала почти на 18%. Подчеркивалось, что анализ проводился по 50 популярным направлениям внутри страны. В результате билет с вылетом 1 апреля обойдется на 17,6% дороже, чем с вылетом месяцем ранее.
Похожие тенденции наблюдаются и в динамике цен на организованные групповые поездки. «Поездки по России этой весной в среднем стоят 79 тыс. руб., годом ранее – 69 тыс. руб. Поездки в Санкт-Петербург с 43 до 55 тыс. руб. Меньше всего из популярных отечественных направлений выросли цены на отдых в Сочи – с 90 до 93 тыс. руб.», – рассказывает директор по маркетингу интернет-магазина туров Travelata.ru Олег Козырев.
Заметим, Росстат ранее перестал публиковать динамику цен на авиаперевозки, как раз после того как стоимость авиаперелетов по РФ начала ускоренно расти. В конце прошлого года в РСТ оценивали, что стоимость авиабилетов по внутренним направлениям в 2024 году выросла намного больше, чем по зарубежным, – 22,5% против 3% соответственно. Свои выводы они основывали на анализе 600 тыс. проданных авиабилетов. При этом объем продаж, по их оценкам, увеличился всего на 5% по внутренним направлениям. В РСТ также замечали, что удорожание авиаперевозок привело к росту популярности автотранспортных путешествий.
По итогам прошлого года авиационный пассажиропоток увеличился на 6%, до 112 млн человек, в том числе объем международных перевозок вырос на 25%, внутренних – на 1,2%. Однако ожидается, что в текущем году на фоне инфляции и ограниченности авиапарка спрос на поездки сократится. Так, по оценкам консалтинговой компании «Аэропрогресс», объем перевозок на внутренних рейсах снизится на 6%, до 79,5 млн человек, а на международных – на 6,7%, до 25,2 млн пассажиров. В Росавиации давали более оптимистичные оценки: снижение на 1,5%, до 83,3 млн пассажиров, на внутренних линиях и на 2%, до 26,4 млн, на международных.
Сохраняется и дефицит кадров в отрасли, мало того, в ближайшие годы он будет нарастать. По оценкам исследователей из Высшей школы экономики (ВШЭ) Московского международного салона образования (ММСО) в настоящий момент минимальная дополнительная кадровая потребность туриндустрии составит свыше 430 тыс. сотрудников к 2030 году. Однако вместе со сферой гостеприимства и смежными блоками дефицит работников может превысить 2 млн человек к 2030 году, оценивает руководитель Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН Христофор Константиниди.
Общая численность работников в сфере туризма продолжает снижаться все последние годы. Если в 2024 году в отрасли было занято свыше 1,017 млн работников, то в 2019-м – свыше 1,164 млн, а в 2016-м – свыше 1,21 млн, следует из данных Росстата. И ситуация такова, что российский юг не может закрыть свою потребность в работниках даже на предстоящий летний сезон.
Эксперты из ВШЭ и ММСО отток кадров из отрасли объясняют в том числе и низкими зарплатами, которые на 20–25% ниже средних по экономике. Впрочем, данные по динамике зарплат в туристической отрасли заметно различаются. Росстат сообщает, что по итогам января этого года средняя зарплата в РФ практически достигла 88 тыс. руб. Средняя заработная плата в сфере гостеприимства и общепита при этом составила всего 51,5 тыс. В целом же средние зарплаты в туротрасли достигли 92 тыс. руб. в месяц в 2024 году, следовало из данных того же Росстата.
Представители самой отрасли считают, что в текущем году они стоят перед сложным выбором: повышать конечные цены для клиентов или сокращать собственные издержки. «В 2024 году рост заработных плат в отельной отрасли составил в среднем 15–20%, в то время как доходы от продажи размещения в отелях увеличились лишь на 7–10%», – отмечает замгендиректора по корпоративному управлению компании Mantera Павел Кровяков. Он напоминает: за последние полтора года ключевая ставка выросла с 7,5 до 21%, а ставки по кредитам для бизнеса увеличились в три раза и сейчас достигают 30% и более. Высокая ключевая ставка делает инвестиционную деятельность крайне сложной, добавляет он.
Действительно, на фоне внешнего роста туристической отрасли России – увеличения спроса на внутренние направления, частичного замещения зарубежных перевозчиков и адаптации к новым экономическим условиям – усиливается комплекс системных проблем, угрожающих устойчивости сектора, замечает завкафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Плеханова Роман Гареев.
«Дефицит авиапарка, кадровый кризис, рост цен на перелеты и необходимость оптимизации затрат отельного бизнеса позволяют заключить, что отрасль демонстрирует жизнеспособность, но ее развитие тормозится внутренними дисбалансами», – подчеркивает он.
«Несмотря на заметный рост внутреннего турпотока в России, внутри отрасли нарастают системные проблемы. «Аномальный» рост цен на перевозки и выбытие авиалайнеров сокращают доступность поездок, а отставание зарплат и кадровый дефицит ставят под угрозу качество сервиса. Показательно, что в «отельной отрасли» зарплаты выросли на 15–20%, в то время как доходы от продажи размещения – лишь на 7–10%. Это съедает маржу и ограничивает ресурсы для развития», – соглашается сопредседатель комитета «Деловой России» по туризму Леонид Гункевич.
По мнению Гареева, в результате может снизиться доступность отдыха внутри страны. «Рост цен на авиабилеты и проживание может сделать внутренний туризм менее привлекательным для массового потребителя», – говорит он. Среди и других последствий – снижения качества услуг из-за кадрового дефицита и перегрузки инфраструктуры.
«Без системных решений – инвестиций в авиастроение, налоговых льгот для малого и среднего бизнеса – отрасль рискует столкнуться со стагнацией или даже кризисом перегрева, когда спрос превысит возможности инфраструктуры и кадров. Для потребителей это означает рост цен, снижение комфорта и ограничение выбора, что может вернуть тренд на «экономию» на туристических услугах», – подчеркивает эксперт.
По оценкам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Вадима Прасова, в прошлом году выручка отелей в среднем по стране выросла на 20–25%. «Однако затраты также увеличились примерно на столько же. То есть, несмотря на увеличение дохода, финансовый результат остался прежним», – говорит он. Эксперт значимым негативным фактором для отрасли считает рост налоговой нагрузки.
«Дисбаланс в росте зарплат и доходов может привести к снижению прибыльности предприятий и ограничить их возможности по улучшению сервиса. Сокращение авиапарка грозит снижением доступности авиаперевозок, повышением цен на билеты и ухудшением качества обслуживания. Для минимизации рисков необходимо активное внедрение программ по оптимизации бизнес-процессов, повышению операционной эффективности и улучшению условий труда в отрасли», - предлагает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.