0
3044
Газета Экономика Печатная версия

27.03.2025 00:01:00

Обеспечить технологический суверенитет сложно даже на бумаге

Для продукции оборонного назначения господдержка тоже бывает недоступна

Тэги: технологический суверенитет, критерии, таксономия, стимулы, господдержка, счетная палата


технологический суверенитет, критерии, таксономия, стимулы, господдержка, счетная палата Под руководством Бориса Ковальчука Счетная палата особенно заинтересовалась ключевой ставкой Центробанка. Фото РИА Новости

В правительстве больше чем на год просрочили утверждение методики и целевых значений для показателей, по которым власти будут судить о достигнутом уровне технологического суверенитета. Ведомствами разработаны 122 меры для технологического развития. Но часто они недоступны. Даже производство продукции оборонного назначения не может воспользоваться господдержкой, сообщила в новом отчете Счетная палата (СП). Аудиторы упомянули еще один сдерживающий фактор, уже не связанный с бумажной волокитой, – это высокая ключевая ставка.

Счетная палата обнародовала отчет о мерах господдержки проектов технологического суверенитета, из которого следует, что провалы начались уже на этапе бумажной работы.

Аудиторы проводили свое исследование с 9 января по 7 ноября 2024 года, в ноябре состоялась посвященная этому коллегия. Теперь полученные результаты представлены для общественности.

Прежде всего анализ выявил, что начиная с основополагающего документа –  Концепции технологического развития, – установленные сверху сроки сразу стали сдвигаться вправо. Концепция была утверждена с опозданием почти на полгода.

Ключевые показатели, заложенные в концепцию, – это «достигнутый уровень технологического суверенитета по видам продукции» и «достигнутый уровень развития критических и сквозных технологий». Именно с ними возникла проблема: концепция есть – методик расчета нет.

Для этого выделили дополнительное время. До 25 декабря 2023 года нужно было утвердить методику оценки достигнутого уровня развития сквозных технологий и методику расчета показателей достигнутого уровня технологического суверенитета. А до 29 марта 2024 года надо было утвердить целевые значения показателей достигнутого уровня технологического суверенитета. И в том и в  другом случае сроки вновь были нарушены. В ноябре СП дала правительственным ведомствам рекомендацию доделать эту работу к 1 апреля 2025 года.

Есть затруднения и с терминологией. В концепции под технологическим суверенитетом понимается «наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы».

Но, как сообщает СП, «в действующих нормативных правовых актах отсутствует единая трактовка терминов «критические» и «сквозные» технологии». И даже сам термин «технологический суверенитет» в большинстве (в 75%) изученных аудиторами межотраслевых документов стратегического планирования, касающихся проектов технологического суверенитета, в принципе не упоминается.

Еще один проблемный пункт – таксономия. Если кратко, это перечень критериев для определения того, способствует ли тот или иной инвестиционный проект достижению технологического суверенитета. Перечень служит основой для выделения льготного финансирования (кредитования) и иных мер.

И тут происходит путаница. По ряду наименований кодов и товаров таксономия не соответствует Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. «Некоторые коды дублируются или имеют разные наименования», – пояснили в СП. Допустим, там, где должно упоминаться производство труб, указывается производство виниловых пленок, светодиоды числятся там, где должны быть лампы газоразрядные.

Это мешает оценке инвестпроектов. А некоторые очень важные для страны товары, по которым фиксировался рост импорта на фоне падения производства, в принципе не включены в таксономию.

Ведомствами, однако, уже разработано огромное количество мер господдержки. Аудиторы выявили 122 такие меры по состоянию на сентябрь 2024-го. Они были направлены на импортозамещение, инвестиции, производство высокотехнологичной продукции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Только информацию о них найти очень непросто. Как указала СП, «в настоящее время отсутствует единый ресурс информационно-сервисной поддержки, консолидирующий информацию о мерах поддержки» и о тех органах власти, которые их предоставляют.

Наиболее масштабный механизм – уже упомянутая таксономия: «За полтора года реализации механизма в реестр проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики включено 24 проекта на общую сумму 568,7 млрд руб.».

56-4-1480.jpg
В Счетной палате полагают,
что для технологического развития
нужно больше стимулов.  Фото РИА Новости
Несмотря на это, как показало анкетирование предприятий, проведенное СП (ответы предоставили 117 участников), самые востребованные меры иные – программа «Проекты развития», займы институтов и другие льготные кредиты. Эти варианты упомянули от 34 до 40,5% предприятий. 

А кредит с пониженной ставкой в рамках таксономии и поручительства ВЭБ.РФ, наоборот, оказались наименее востребованы у бизнеса: менее 3% упоминаний. Причем о механизме таксономии не знают 43% опрошенных предприятий.

Специалисты СП проводили также фокус-группу и экспертные интервью. По итогам описаны барьеры, с которыми сталкивается бизнес. Например, некоторые региональные меры поддержки не обеспечены финансированием из бюджета региона (дословно: «Когда до нас дошла очередь, средства уже закончились»).

Также, судя по отчету СП, в принципе отсутствует «дифференциальный подход при предоставлении мер поддержки крупным, средним и малым предприятиям». Кроме того, как пояснили аудиторы, поддержка оказывается в основном «крепким» предприятиям, обладающим стабильным финансовым положением (обычно средним и крупным), которые в отдельных случаях как раз не нуждаются в господдержке. А «молодые» предприятия, только начинающие деятельность (период работы – до 3 лет), по большей части остаются «за бортом» получения помощи, так как банки и фонды, предоставляющие финансирование, хотят минимизировать свои риски.

Предприятия вынуждены тратить много времени и трудовых ресурсов, чтобы воспользоваться поддержкой, пытаясь «найти себя» в многообразии критериев и мер. Бывает, что нужно подготавливать большое количество документов, отсюда рост административных расходов предприятия.

Сами меры не предполагают межрегиональной «бесшовности»: «Если предприятие зарегистрировано в одном субъекте РФ, а проект находится в другом, то оно не может воспользоваться мерами государственной поддержки ни в одном из субъектов». Кроме того, есть ограничения в одномоментном количестве льготных займов. Как пояснили респонденты, одновременно можно получить только два льготных займа.

Наконец, по-настоящему сенсационной стала такая выявленная проблема. «Производство продукции государственного (оборонного) назначения не может воспользоваться господдержкой», – заявляется в отчете Счетной палаты. То есть даже такое производство. Чем это обусловлено?

В ведомстве Бориса Ковальчука напомнили о постановлении правительства от 17 июля 2015 года, которое прописывает критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ. Но приложением к постановлению установлены требования к промпродукции лишь гражданского и двойного назначения. «По своему смыслу указанное постановление не распространяется на продукцию государственного (оборонного) назначения, документы в отношении которой содержат сведения с пометкой «совершенно секретно», – пояснили аудиторы. 

Однако в некоторых случаях подтверждение производства такой продукции в России – это «обязательное условие для применения Банком России специальных мер регулирования в отношении кредитных организаций, предоставивших кредиты на развитие соответствующих производств». Информация о таких затруднениях выявлена в результате фокус-группы и экспертных интервью с участием Счетной палаты Республики Татарстан.

Наконец, сфокусировавшись на нескольких конкретных мерах (промышленная ипотека, кластерная инвестиционная платформа, программы «Проекты развития» и «Комплектующие изделия»), аудиторы выяснили, что большая часть поддержки концентрируется на предприятиях обрабатывающей отрасли (83%), но даже в этом случае мерами охвачены редкие представители обработки – только 0,48% от общего количества организаций обрабатывающей промышленности.

Не только неясность критериев, путаница и бюрократическая волокита попадают в список барьеров, есть еще «внешние факторы», прежде всего финансовые. 

Так, к сдерживающему фактору реализации механизма таксономии СП отнесла еще высокий уровень ключевой ставки Центробанка, «фактически нивелирующий влияние данной меры». Это требует пересмотра условий таксономии и подходов к стимулированию инвестиционных и высокотехнологичных проектов, полагают аудиторы.

Ведь даже льготное кредитование, которое необходимо бизнесу, выглядит тоже уже неподъемно. «Снижение стоимости капитала на 1–2% при ставках в 20% незначительно. Мы все рассчитываем, что при грамотной экономической политике наши ставки не будут двузначными», – прокомментировал это в материалах СП заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Артур Ниязметов. 

Главный риск в том, что существенное расширение объемов финансирования может быть в недостаточной степени обеспечено как со стороны разработчиков технологий, так и со стороны производства, обратил внимание директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Отчет СП, однако, вовсе не опровергает пользы от мер господдержки в том случае, когда она беспрепятственно доходит до получателей: например, у предприятий благодаря этому росли инвестиции, выручка.

Возвращаясь к вопросам таксономии, первый замминистра экономического развития Максим Колесников рассказал, что в последнее время роль таксономии в общем объеме стимулирования инвестиций заметно усилилась. «Если в начале 2024 года реализовывалось только 12 проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики на 264 млрд руб., то в 2025 году таких проектов уже 47 на общую сумму 3,357 трлн руб. Преимущественно проекты реализуются в сферах промышленности, машиностроения, энергетики», – перечислил он. 

Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Матушанский, в свою очередь, напомнил, что малые и средние предприятия также могут воспользоваться широким спектром мер финансовой поддержки от Корпорации МСП.  


Читайте также


Объявлена сенсационная проверка Центробанка...

Объявлена сенсационная проверка Центробанка...

Михаил Сергеев

Энергетика Украины стала предметом американских интересов

0
4585
Счетная палата возьмет на контроль ключевую ставку

Счетная палата возьмет на контроль ключевую ставку

Ольга Соловьева

Аудиторы проверят эффективность борьбы Центробанка с инфляцией

0
4140
В правительстве ищут способы оживления экономики

В правительстве ищут способы оживления экономики

Ольга Соловьева

Министры предполагают оказать помощь производителям удобрений и работникам рыбных промыслов

0
3620
Бизнес в России остался без имущественной поддержки

Бизнес в России остался без имущественной поддержки

Ольга Соловьева

Счетная палата нашла особые льготы у микроскопической части предприятий

0
3855

Другие новости