Вовсе не каждый загородный дом в РФ привлекает внимание платежеспособного китайского покупателя. Фото РИА Новости
Инвесторы из Азии – прежде всего китайские инвесторы, которые занимаются обеспечением импорта в РФ дорогостоящей продукции, – решили прочно обосноваться в России. Это выражается не только в их интересе к городским квартирам, офисной и иной коммерческой недвижимости, но и в резко возросшем спросе китайских покупателей на загородные дома. Выбор делается в пользу просторных коттеджей с благоустроенным участком. Средний бюджет покупки – 350–400 млн руб.
На рынке загородного жилья растет доля покупателей из Азии, отмечается в обзоре риелторской компании «Метриум». И подавляющее большинство покупателей из Азиатского региона – это выходцы именно из КНР, сообщили «НГ» авторы обзора. Есть еще интерес со стороны интегрированных в РФ граждан Республики Корея, но он эпизодический.
Судя по обзору, азиатские, а если точнее, китайские покупатели загородного жилья – это платежеспособные клиенты, решившие обосноваться в России и прицельно вести здесь свой бизнес. «Нередко они занимаются импортом премиальных материалов и оборудования в РФ со своей родины», – выяснили эксперты компании.
Спрос таких покупателей концентрируется сейчас в сегменте именно элитной загородной недвижимости. Их предприятия столь успешны, что «им быстро удается заработать деньги на просторные коттеджи с благоустроенными участками». Ссылаясь на данные по Подмосковью, авторы обзора указали, что средний бюджет покупки достигает 350–400 млн руб.
И самое главное – если еще год назад доля таких покупателей составляла на рынке элитного загородного жилья в Подмосковье всего 0,5%, то сегодня показатель достиг 7%, увеличившись сразу в 14 раз. «Никаких юридических препятствий для совершения сделок нерезидентами РФ законы не устанавливают», – отметили также авторы обзора.
Директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова, комментируя обнародованные данные, однако, уточнила, что в этом случае описываются тенденции рынка, на котором сделки происходят нечасто, это не массовый рынок с постоянным и внушительным числом покупателей, который позволяет составить репрезентативную выборку. «Речь идет о кейсах, связанных как с самими сделками, так и с поступающими запросами», – добавила она.
Впрочем, и другие опрошенные «НГ» эксперты тоже говорят об интересе к недвижимости в России со стороны иностранных покупателей: прежде всего китайских, но не только их.
«В последнее время мы фиксируем запросы со стороны граждан Китая, Южной Кореи и ближневосточных стран, преимущественно от бизнесменов и топ-менеджеров, работающих в России», – пояснила директор департамента загородной недвижимости NF Group Татьяна Алексеева. Основными мотивами покупки становятся желание обеспечить комфортное проживание на время работы в России, долгосрочные инвестиции в недвижимость и интерес к престижным загородным резиденциям.
По данным, которые привела Алексеева, наиболее востребованы дома площадью от 400 до 1,5 тыс. кв. м с участками. Иностранные покупатели чаще выбирают дома с современной архитектурой, панорамными окнами и лаконичным дизайном, а также резиденции в классическом стиле.
Кроме того, как напомнила Раджабова, в стране есть немало граждан, в том числе из «недружественных стран», которые уже фактически живут и ведут дела здесь. И спрос с их стороны на жилье трудно однозначно отнести к «зарубежному» или «внутреннему». «Что касается жителей стран СНГ, то они время от времени появляются на российском рынке, но основной пик их активности уже прошел», – считает Раджабова.
Доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко к этому добавила, что китайским покупателям недвижимости интересен не только столичный регион, но и, безусловно, Дальний Восток. А также Татарстан и регионы Сибири. И даже этот список не будет окончательным, ведь технологичные предприятия, которые предполагают двусторонние бизнес-отношения, распределяются по всей территории страны.
Аналитики также пояснили: все-таки главная новость обзора риелторов заключается в том, что китайские покупатели переключились именно на загородную недвижимость – и это можно расценивать как свидетельство их стремления «укорениться».
При этом на городское жилье китайские покупатели давно предъявляют заметный спрос. Например, в столице еще в 2016 году риелторы оценивали долю покупок вторичного жилья иностранцами из дальнего зарубежья на уровне 3%, и уже тогда китайские клиенты были на первом месте среди этой группы покупателей, напомнил аналитический Telegram-канал Proeconomics.
Тут стоит особо отметить, что, во-первых, это было именно вторичное жилье, которое, как уточняли представители рынка недвижимости, пользовалось у китайских покупателей изначально меньшим спросом, чем новостройки, сделки с которыми более понятны и прозрачны.
А во-вторых, это была именно покупка жилья, тогда как китайские клиенты еще более активны на рынке аренды, предоставляющем разные варианты, будь то относительно демократичные по цене квартиры для отдельной семьи или системы коливингов, когда квартира снимается компанией для проживания в ней сразу нескольких сотрудников.
Наконец, канал Proeconomics напомнил об активности китайских покупателей на рынке офисной недвижимости, где тоже с 2017 года наблюдается взлет их спроса: имеются в виду сделки и по покупке, и по аренде офисных площадей. Эти тенденции актуальны и сегодня.
Но есть и другие новшества. «Мы также отмечаем рост спроса восточных инвесторов на покупку курортной недвижимости, – сообщила «НГ» замгендиректора курорта «Лучи» Ольга Нарт. – Это логично: если они планируют долгосрочное присутствие в России, то хотят не только комфортно отдыхать, но и получать доход от роста стоимости и привлекательности таких объектов».