Замминистра финансов РФ Алексей Сазанов не отмечает риска роста цен на топливо на АЗС выше инфляции. Фото РИА Новости
Российский Минфин обещает, что нефтяные налоги в ближайшее время меняться не будут. Хотя аргументов против их нынешней конструкции становится все больше. Перенос налогов с экспорта на добычу в ходе так называемого «налогового маневра» увеличил фискальную нагрузку на внутренних потребителей. А расходы казны по выплате «обратного акциза» и демпферным платежам нефтяным компаниям сопоставимы с общим дефицитом федерального бюджета. Два года назад попытка отмены демпферных платежей обернулась в РФ топливным кризисом и аппаратным поражением Минфина. Возможно, поэтому ведомство Антона Силуанова теперь побаивается связываться с нефтяниками. Однако независимые экономисты и депутаты говорят, что нефтяные налоги нужно пересматривать, так как наш топливный рынок неустойчив к внешним шокам, а постоянное увеличение цен на бензин способствует росту социальной напряженности.
Минфин РФ пока не видит необходимости корректировок налогов, в том числе в нефтегазовом секторе, говорил в октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов Госдуме во время утверждения федерального бюджета на 2025–2027 годы. Он напомнил, что все базовые решения по изменению налогов уже были приняты весной 2024 года. «Давайте посмотрим, как все наши налоговые новации сработают. Какая ситуация будет с теми или иными отраслями», – объяснил министр.
Для топливного рынка налоговые новации Минфина срабатывают так, что правительству теперь регулярно приходится управлять ценами и предложением через запреты экспорта или через угрозы таких запретов. Так что новая налоговая система для нефтяников фактически дополнена новым важным инструментом – ограничением экспорта. И именно этот инструмент имеет решающее влияние на оптовые цены нефтепродуктов и объемы предложения на внутреннем рынке. Кроме ручного контроля экспорта для нефтяников сейчас реализован механизм «налогового маневра» и обратных платежей из бюджета в объеме 1,8, 1,6 и 2,2 трлн руб. за 2024, 2023 и 2022 годы соответственно. И эти выплаты нефтяникам заметно больше половины годового бюджетного дефицита.
Один из главных недостатков существующей налоговой системы является ее зависимость от внешних цен на нефть и нефтепродукты, отмечается в исследовании экономистов из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН и Российского экономического университета (РЭУ) имени Плеханова. Ценообразование на российском топливном рынке во многом определяется внешними ценами и налоговой политикой. «К сожалению, при проведении в последние годы реформ налогообложения отечественной нефтяной отрасли для обоснования принятия предлагаемых изменений оценивались в основном доходы и расходы бюджета. Влияние налоговых нововведений на другие экономические показатели России либо открыто не обсуждались, либо вовсе были проигнорированы. Более того, анализ последствий выполнялся либо в одном сценарии, либо в сценариях с очень узкими диапазонами динамики макропараметров. В результате такого подхода рынок моторного топлива остался неустойчивым к внешним шокам, а постоянно растущие цены на бензин и дизтопливо увеличивают затраты экономики на энергию и способствуют росту социальной напряженности», – утверждают Василий Акимов и Валерий Семикашев из ИНП РАН и Наталья Савина из РЭУ.
Критикуют нынешние нефтяные налоги не только экономисты, но и законодатели. Так, во время утверждения нового трехлетнего бюджета в Госдуме депутаты ставили вопросы о вреде, который наносит проведенный в РФ нефтяной налоговый маневр. «Его осуществление с 2013 года привело к обнулению вывозных таможенных пошлин и переносу основной налоговой нагрузки на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), то есть на внутреннего потребителя. Кроме того, для удержания цен внутри страны введен так называемый обратный акциз, который означает возвращение нефтяным компаниям части уплаченных налогов. На 2025 год обратный акциз превысит 4,2 трлн руб. и составит 35% от полученных от нефтяников налоговых поступлений», – объясняет депутат Оксана Дмитриева. Она напоминает, что расчет НДПИ в нашей стране ведется на основе мировых цен на нефть, тем самым отечественному потребителю навязывается и мировая цена, и волатильность на мировом рынке. По словам Дмитриевой, сегодня необходимо провести «контрналоговый маневр» и перенести основную налоговую нагрузку на вывозные экспортные пошлины, то есть на внешнего потребителя.
![]() |
Розничные цены моторного топлива в России будут подниматься в пределах общей инфляции, обещают в Минфине. Фото РИА Новости |
Но справедливости ради стоит напомнить, что Минфин уже пробовал следовать рецептам депутатов по отмене отрицательных акцизов или так называемого демпферного механизма в 2023 году.
Топливный демпфер идет в маржу нефтепереработчиков, и чтобы исправить эту ситуацию, Минфин РФ требовал снизить демпфер в два раза в период с июля 2023-го по июль 2024 года (см. «НГ» от 20.06.23). Такое сокращение демпфера – «абсолютно справедливое решение», уверял в конце апреля 2023 года Антон Силуанов. При этом Госдума даже приняла соответствующие законодательные поправки о сокращении демпферных выплат. Однако после этого страна на несколько месяцев погрузилась в рукотворный топливный кризис – цены на автозаправках стали заметно обгонять средний уровень инфляции, а в некоторых регионах появились признаки дефицита моторного топлива.
Дошло до того, что дефицит топлива стал угрожать остановкой полевых работ осенью 2023 года. Тогдашний министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев называл кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельхозгода.
Для выхода из топливного кризиса Минфину пришлось отступать перед напором нефтяников. И правительство РФ уже в октябре внесло в Госдуму новые налоговые поправки, которые отменяли только что утвержденные (см. «НГ» от 08.10.23).
И после такого фиаско чиновники Минфина побаиваются вновь поднимать вопрос о налоговых изменениях для нефтяников.
Минфин РФ не отмечает риска роста цен на топливо на АЗС выше инфляции из-за повышения акцизов на бензин и дизельное топливо в начале этого года, сообщил в понедельник статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов. «Мы полагаем, что в размере инфляции индексация будет осуществляться. Каких-то сильных колебаний сверх инфляции мы не ожидаем», – сказал он. Ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла с 1 января 2025 года планово выросли на 4%. Соответствующие поправки ранее были внесены в Налоговый кодекс РФ. Акциз на бензин класса 5 вырос с 15,048 тыс. руб. за тонну до 15,755 тыс. руб., на дизель – с 10,425 тыс. руб. до 10,915 тыс. руб. В 2024 году акцизы на эти товары росли на 4,9%.