Во многие российские города и села товары доставляются только по воде. Фото со страницы правительства Чукотского АО в «ВКонтакте»
В понедельник на оперативном совещании с вице-премьерами глава кабмина Михаил Мишустин сообщил о назначении единого морского оператора северного завоза. Подчеркивается, что мера позволит «без сбоев» доставить 3,5 млн т продуктов, лекарств и топлива в российские города Крайнего Севера в этом году. Эксперты же обращают внимание на значительную изношенность транспортной инфраструктуры региона, которая по отдельным направлениям достигает 90%.
«Снабжение таких территорий должно быть организовано четко по графику, без сбоев, в полном объеме», – подчеркнул на встрече Михаил Мишустин. Он также уточнил, что уже определены функции единого морского оператора, правила его деятельности, в числе которых порядок его взаимодействия с участниками северного завоза, разработка изменения маршрута, графика движения судов в рамках регулярных каботажных перевозок между морскими портами.
Единый морской оператор северного завоза – это уполномоченное правительством РФ юрлицо, осуществляющее регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами по утвержденным маршрутам и графикам. Цены на его услуги регулируются государством.
Под северным завозом понимается логистическая система по снабжению товарами территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей. Доставка грузов на территории ограничена суровым климатом. В результате завоз осуществляется преимущественно воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по акватории Северного морского пути (СМП).
Вопрос о северном завозе имеет огромное значение для благополучия жителей Крайнего Севера и приравненной к нему местности. «В силу природных условий ограничены условия завоза грузов туда. От них во многом зависит обеспечение почти трех тысяч городов и поселков. В текущем году туда будет доставлено почти 3,5 млн т продуктов питания, лекарств, топлива и других нужных и полезных людям товаров», – рассказал глава правительства в понедельник.
К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов относится более половины площади РФ, с территориями в 25 субъектах страны и свыше 4 тыс. населенными пунктами. На этой территории проживают около 3 млн человек.
При этом свыше 80% объема северного завоза приходится на три региона: Якутию, Чукотский автономный округ и Камчатский край. Половина завоза осуществляется именно водным транспортом. Ежегодный объем поставок грузов жизнеобеспечения составляет около 3,4 млн т, а стоимость завоза в 2022 году составила почти 100 млрд руб. При этом основную часть в объеме северного завоза занимают топливно-энергетические ресурсы – 37% нефть и нефтепродукты и 61% уголь. На продовольственные товары приходится около 1%, следовало из исследования, подготовленного Восточным центром государственного планирования, который подчиняется Минвостокразвития.
Исследователи также обращали внимание на то, что цены товаров северного завоза существенно выше среднероссийских, где наибольшая разница отмечается как раз в продовольственном сегменте – до 5,6 раза. Стоимость непродовольственных товаров выше в 1,8 раза, электроэнергии – в 1,9 раза. Еще одним ограничением при организации северного завоза, по мнению авторов, является неудовлетворительное состояние транспортно-логистической инфраструктуры. Так, средний уровень износа базовых объектов опорной инфраструктуры северного завоза по итогам 2022 года составлял 81,6%. Причем инфраструктура водного транспорта изношена почти на 90%. «В таких условиях возрастают риски сбоя поставок, что при низкой транспортной доступности большинства районов Крайнего Севера может привести к катастрофическим последствиям», – подчеркивали исследователи.
При этом еще в августе 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о северном завозе, который вступил в силу в апреле 2024 года. Документ предусматривает введение приоритетной перевозки и обслуживания грузов северного завоза, определяет опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры, предусматривает работу единого морского оператора северного завоза. В начале этого года правительство РФ также утвердило перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, в который вошли федеральные и местные автодороги, аэропорты, железнодорожные станции, морские и речные порты. К грузам северного завоза относят семь категорий товаров, в числе которых топливо, социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары первой необходимости, лекарства, медизделия – всего около 160 наименований.
В текущем году начнут разрабатывать инфосистему «Северный завоз», которая будет отслеживать поставки и реагировать на любые отклонения по маршруту. Помимо этого, система будет строить оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки товаров.
По итогам прошлого года объем северного завоза составил 3,4 млн т. И, как заявлял первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, была выполнена непростая задача «сформировать пилотный план завоза груза жизнеобеспечения». Основными получателями товаров являются населенные пункты Якутия (1,3 млн т), Магаданская область (790 тыс. т), Чукотка (413 тыс. т), Хабаровский край (250 тыс. т), Красноярский край (210 тыс. т).
Создание единого оператора северного завоза может стать шагом к решению ключевых проблем Русского Севера, уверены эксперты. «Регион сталкивается с острыми логистическими вызовами: короткая навигация из-за льдов, удаленность, недостаток инфраструктуры (портов, дорог) и зависимость от сезонных поставок топлива, продовольствия, медикаментов. Таяние льдов продлевает навигацию по Северному морскому пути, но хаотичное образование айсбергов и тонкого льда повышает риски для судов, требуя усиленного ледокольного сопровождения и страховых затрат. Это приводит к высоким ценам и рискам дефицита», – рассказывает доцент РЭУ им. Плеханова Павел Севостьянов. По его мнению, единый оператор может повысить доступность через централизацию планирования, оптимизацию маршрутов и снижение издержек.
Эксперт также считает, что необходимо наращивать инвестиции в инфраструктуру. Без комплексного подхода эффект от единого оператора рискует остаться ограниченным, добавляет он.
«Северный завоз в последние годы столкнулся с перегрузкой логистических маршрутов восточного направления, то есть с конкуренцией за мощности в портах. Порты загрузки для завоза – это Дальний Восток, а никому не нужно говорить, насколько сильно выросли транспортные потоки в Китай и обратно. Конъюнктура меняется довольно быстро и непредсказуемо, поэтому единый оператор (а без участия государства здесь не обойдется) станет неким рычагом влияния, чтобы северный завоз не оставался на периферии внимания владельцев портов», – считает член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев.
«Северный завоз имеет огромное значение для нашей страны, особенно для арктических регионов. Более 3 млн человек, проживающих на площади около 14 млн кв м в 25 субъектах РФ, зависят от успешной реализации этой программы», - подчеркивает доцент Президентской академии Александр Воротников. Эксперт напоминает, что долгое время регионы были вынуждены решать проблемы с северным завозом самостоятельно, что нередко приводило к его срыву и вынуждало экстренно искать решения в условиях форс-мажорных обстоятельств, значительно увеличивая затраты. «Новая же система позволит федеральному центру осуществлять стратегическое планирование северного завоза и обеспечивать его стабильную реализацию путем своевременного выявления и устранения сбоев в поставках», - ожидает Воротников.
Кроме того, в понедельник правительство РФ утвердило стратегию действий по реализации семейной и демографической политики и поддержке многодетных семей. Документ рассчитан до 2036 года и нацелен на сохранение населения страны за счет повышения рождаемости, укрепления здоровья семей и создания условий для развития детей.
«Важное направление – совершенствование помощи родителям, а также будущим мамам и папам. Она должна оказываться во всех жизненных ситуациях. Будем расширять для них возможности совмещать работу и учебу с рождением и воспитанием детей, улучшать их жилищные условия», – подчеркнул глава кабмина, добавляя, что в рамках этой стратегии правительство продолжит повышать качество и доступность медицинской помощи с акцентом на укрепление системы охраны материнства и детства, а также профилактику заболеваний.
Вице-премьер Татьяна Голикова на совещании уточнила, что стратегия учитывает ситуацию в РФ, где количество женщин в репродуктивном возрасте будет снижаться до 2046 года.
Будет совершенствоваться и система поддержки семей с детьми. «Мы движемся поступательно по снижению показателей бедности. Вы уже говорили, что 2024 год здесь ознаменовался серьезным результатом – мы имеем показатель 7,2 – это самый низкий показатель с начала 2000-х годов и в истории РФ. Здесь мы уделяем особое внимание снижению показателя бедности многодетных семей – в этой связи будем донастраивать меры поддержки. И примером такой донастройки является семейная налоговая выплата, которая вступит в силу с 2026 года», – сообщила Голикова.
Ожидается также рост минимального размера оплаты труда, трудовых доходов, содействие в совмещении гражданами семейной и профессиональной реализации посредством развития государственных сервисов по присмотру и уходу за детьми, а также корпоративной поддержки работодателей семей, сказала Голикова.
Она уточнила, что документ будет реализовываться в рамках двух этапов – с 2025 по 2030 год, с 2031 по 2036 год. Стратегия включает в себя достижение 13 показателей, ключевыми из которых являются ожидаемая продолжительность жизни, рост количества многодетных семей и снижение уровня их бедности и суммарный коэффициент рождаемости.
Так, среди ожидаемых результатов реализации стратегии указывается, что суммарный коэффициент рождаемости (СКР, то есть число рождений на 1 женщину) к 2030 году составит не менее 1,6, к 2036 году – не менее 1,8. При этом в настоящий момент СКР составляет 1,33 (см. «НГ» от 25.02.25).
Среди других целей стратегии – охват как минимум половины россиян в возрасте 18–49 лет диспансеризацией для оценки репродуктивного здоровья к 2030 году, и далее этот показатель не должен снижаться. Кроме того, к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖР) должна достигнуть 78 лет, к 2036 году – 81 года. А ожидаемая продолжительность здоровой жизни к 2030 году должна составить 68 лет, к 2036-му – 72 года. Для сравнения: в 2023 году ОПЖР достигла 73,4 лет в России, а продолжительность здоровой жизни – 61,4 года.