Глава Счетной палаты Борис Ковальчук пообещал депутатам проанализировать эффективность налоговых льгот.
Фото с сайта www.duma.gov.ru
В четверг Госдума на пленарном заседании приняла к сведению отчет о работе Счетной палаты (СП) в 2024 году и рекомендовала ведомству в этом году следить за реализацией нацпроектов, а также проверить обоснованность повышения ключевой ставки. Глава СП Борис Ковальчук пообещал депутатам проанализировать влияние ключевой ставки на динамику инфляции и на расходы федерального бюджета. Счетная палата делает все, чтобы повысить эффективность расходования каждого бюджетного рубля, замечают в Госдуме.
«В отчетном периоде нами были выполнены все задачи, поставленные главой государства и Федеральным собранием, проведены все запланированные мероприятия», – сообщил депутатам глава Счетной палаты Борис Ковальчук. По его словам, в прошлом году Счетная палата провела почти 400 проверок, в ходе которых было выявлено 4,7 тыс. нарушений и недостатков на сумму в 1,1 трлн руб. Из них 500 нарушений на сумму в 800 млрд руб. было связано с требованиями бюджетной отчетности. Также выявлены нарушения и недостатки при формировании и исполнении бюджета: более 1500 нарушений на сумму 153 млрд руб. Кроме этого, Счетная палата обнаружила нарушения и недостатки в сфере исполнения бюджетных полномочий: более 150 нарушений на сумму 12,8 млрд руб. Более 240 нарушений и недостатков на сумму 9,7 млрд руб. касались предоставления и использования субсидий и грантов юрлицами.
Депутаты обратили внимание, что аудиторы впервые в своем отчете отобразили показатель экономического эффекта своей деятельности. Под ним понимается объем средств и имущества, возвращенных в казну, увеличения доходов бюджетов всех уровней, а также суммы неиспользованных средств. За прошлый год такой экономический эффект СП оценила в 149 млрд руб. Из них почти 96 млрд руб. – это средства, которые вернули в бюджетную систему. Иной экономический эффект аудиторы оценили в 53 млрд руб.
Как подчеркнул сам Ковальчук, 96 млрд руб., вернувшихся в бюджет, – это рекорд за 30-летнюю историю СП. За предыдущие семь лет – с 2017 по 2023 год – общая накопленная сумма возвратов составила 88 млрд руб. Так, в 2021 году в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и Союзного государства было возращено 5,3 млрд руб., в 2022 году – 8,9 млрд, а в 2023-м – 26,4 млрд руб.
Депутаты рекомендовали аудиторам СП контролировать реализацию национальных проектов в текущем году, учитывая положения Единого плана по достижению национальных целей развития РФ до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Борис Ковальчук, говоря о планах ведомства на текущий год, сообщил, что СП уже запланировала 113 мероприятий, связанных с реализацией национальных целей. «В настоящее время проводятся мероприятия по оценке эффективности расходов на приобретение отечественных технологий, оборудования, материалов, работ и услуг при реализации национальных проектов. Уже выявлен ряд недостатков», – сказал он.
Кроме того, нижняя палата парламента РФ поручила Счетной палате провести проверку финансово-хозяйственной деятельности Центробанка. «Поручить Счетной палате в период с мая по декабрь 2025 года осуществить проверку финансово-хозяйственной деятельности Центробанка РФ, его структурных подразделений и учреждений за 2022–2024 годы и истекший период 2025 года», – говорится в постановлении.
В думском комитете по контролю в своем заключении на работу Счетной палаты также высказали необходимость проведения оценки экономической обоснованности текущей ключевой ставки и проведения полномасштабного аудита счетов и операций ЦБ. В комитете отметили, что получили ряд вопросов от различных фракций относительно деятельности ЦБ, которые не были раскрыты в отчете Счетной палаты. «Учитывая уровень интереса фракций к данной проблематике, а также учитывая влияние высокой ставки Центрального банка на деятельность компаний, которые опираются на рыночные источники роста, комитет по контролю отмечает крайнюю востребованность оценки экономической обоснованности текущей ключевой ставки и полномасштабный аудит счетов и операций ЦБ», – говорится в заключении.
Возможность проверки экономической обоснованности ключевой ставки ЦБ РФ Счетной палатой напрямую не закреплена в российском законодательстве. Объектом аудита являются денежные потоки, идущие через ЦБ, в части обслуживания федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Счетная палата также вправе проверять, как ЦБ обслуживает государственный долг.
Глава СП Борис Ковальчук в четверг сообщил депутатам, что его ведомство проведет «экспертно-аналитическое мероприятие» в котором проанализирует влияние изменения ключевой ставки ЦБ РФ на инфляцию. «В плане проверок нашего ведомства на 2025 год заложено экспертно-аналитическое мероприятие... Связанное с анализом влияния изменения ключевой ставки на инфляцию, увязка этих факторов. Это будет именно экспертно-аналитическое мероприятие, поскольку оно достаточно сложное и много различных точек зрения может быть по данным вопросам», – подчеркнул Борис Ковальчук. Он обратил внимание, что за полтора года с июня 2023 года по декабрь 2024 года ключевая ставка ЦБ выросла в 2,8 раза. «Это накладывает отпечаток на инвестиции в основной капитал. Мы уже видим и по итогам четвертого квартала 2024 года, и по прогнозам 2025 года, что ожидается существенное снижение именно инвестиций в основной капитал, что обусловлено дороговизной кредитов», – сказал Ковальчук. По его словам, инвестиции продолжаются только в тех сферах, где есть субсидирование процентной ставки, «либо в случае безвыходности, когда уже нельзя остановить инвестиционный цикл».
«В рамках нашего мероприятия мы в том числе будем анализировать влияние ключевой ставки на расходы федерального бюджета», – добавил глава Счетной палаты. Так как каждый пункт ключевой ставки влияет как на обслуживание госдолга, так и на субсидирование процентов по льготным программам, в том числе по ипотечным кредитам, пояснил он. В частности, по его словам, расходы на обслуживание госдолга в законе о бюджете РФ предусмотрены в объеме 3,2 трлн руб., что почти на 1 трлн больше, чем было в бюджете на 2024 год.
Высокую ключевую ставку Центробанка в Госдуме называют «одной из главных экономических диверсий последних десятилетий» (см. «НГ» от 06.02.25).
«В соответствии с законодательством Счетная палата является инструментом парламентского контроля. И закон детализирует объекты аудита при контроле деятельности ЦБ и не включает туда явным образом вопросы экономической обоснованности его действий. Такие как решения по ставке, отчислениям в резервы и многим другим аспектам его деятельности», – напоминает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
«С решениями ЦБ можно, а зачастую и нужно не соглашаться. Риски для темпов экономического роста из-за сверхжесткой денежно-кредитной политики, очевидно, нарастают. Но ЦБ, судя по букве закона, вопросы развития экономики волновать и не должны. И здесь все в руках депутатов, которые законы и принимают. И они вполне могут использовать международный опыт для уточнения целей работы Центробанка. Анализ Счетной палаты может быть существенным аргументом для принятия такого решения», – рассуждает эксперт.
Кроме того, в текущем году аудиторы намерены проанализировать бюджетную эффективность налоговых льгот. Под проверку, таким образом, попадут налоговые расходы бюджета на сумму в 12 трлн руб. «В бюджете есть раздел «Налоговые расходы», в которых учитываются порядка 380 налоговых льгот. Они стоят федеральному и региональным бюджетам 11,5–12 трлн руб. И вот здесь мы хотели бы внимательно посмотреть, насколько эти налоговые расходы соответствуют тем задачам, которые ставятся. А это задачи выполнения госпрограмм, поддержки тех или иных секторов экономики, технологического суверенитета», – сказал Ковальчук.
На прошлой неделе, отвечая на вопрос сенаторов о том, где Счетная палата видит резервы для пополнения доходов бюджета, Борис Ковальчук рассказал о планах контрольного ведомства провести оценку бюджетной эффективности налоговых льгот. «У нас налоговые льготы делятся на три группы. Первая – это стандартная группа, где государство считает неправильным накладывать какие-то налоги, вторая – это традиционные льготы, исходя из обычаев международной практики… И третья группа льгот – это налоговые расходы», – сказал он. По словам главного аудитора, третья группа льгот либо соответствует госпрограмме, либо направлена на поддержку различного вида предпринимательской деятельности, технологической деятельности. И теперь аудиторы намерены проанализировать их экономический и бюджетный эффект, сомневаясь, что вся сумма в 12 трлн руб. будет соответствовать всем этим критериям.
«Являясь институтом президентского, парламентского контроля, Счетная палата многое делает для того, чтобы повысить эффективность бюджетного рубля», – резюмировал спикер Госдумы Вячеслав Володин.