0
5085
Газета Экономика Печатная версия

19.03.2025 20:17:00

Кризис в Красном море угрожает торговле объемом в 2 триллиона долларов

Сбои в поставках оказались самыми масштабными со времен пандемии

Тэги: йемен, хуситы, атаки, красное море, сбои в поставках, мировая торговля, трамп, удары по мтежникам

Online-версия

йемен, хуситы, атаки, красное море, сбои в поставках, мировая торговля, трамп, удары по мтежникам Йеменские хуситы неоднократно нападали на грузовые корабли в Красном море. Фото Reuters

В среду йеменские хуситы из движения «Ансар Аллах» сообщили о четвертом ударе по американскому авианосцу. По оценкам экспертов, нападения на суда в Красном море вызвали самый большой сбой в мировой торговле со времен пандемии COVID-19, снизив активность в одном из самых оживленных морских коридоров в мире. И аналитики не видят никаких признаков прекращения военного противостояния в Красном море. Для России осложнение условий мировой торговли грозит в перспективе ростом издержек бизнеса.

Йеменские хуситы нанесли четвертый за 72 часа удар по американскому авианосцу USS Harry Truman в Красном море, сообщил в среду представитель Вооруженных сил хуситов Яхья Сариа. По его словам, атака была проведена с использованием «нескольких крылатых ракет и беспилотников». 

Он также указал, что хуситы атаковали и другие корабли США. Представители движения йеменских хуситов «Ансар Аллах» обещают не снижать интенсивность атак и на израильские торговые суда в Красном море в условиях военного давления со стороны США.

В середине марта 2025 года президент США Дональд Трамп отдал приказ о нанесении мощных ударов по йеменским мятежникам-хуситам. Подчеркивалось, что операция направлена на защиту американских интересов и обеспечение свободы судоходства. Глава Пентагона Пит Хегсет в прошлое воскресенье заявил, что США продолжат наносить удары по хуситам, пока те не объявят о прекращении атак на американские корабли и беспилотники. В ответ на действия американцев движение дважды атаковало американский авианосец в северной части Красного моря с использованием ракет и беспилотников.

Эскалация напряженности в Красном море в минувшие выходные незамедлительно отразилась на ценах на нефть. В среду нефть марки Brent торговалась на отметке в 70,6 долл. за баррель. Однако в начале неделе котировки росли выше 72 долл. за баррель на фоне усиления напряженности на Ближнем Востоке, вызванной как атаками хуситов, так и ударами Израиля по объектам ХАМАС в секторе Газа.

По мнению ряда экспертов, ситуация в регионе пока что остается фактором, поддерживающим цены на нефть. «Поскольку с регионом граничат такие крупные производители нефти, как Саудовская Аравия и Иран, атаки на суда могут привести к росту расходов на транспортировку и усилить риски, связанные с поставками», – делают вывод аналитики Pepperstone.

Боевые действия в районе Суэцкого канала и Красного моря прямо влияют и на сами поставки нефти. До начала атак хуситов по этому маршруту проходило около 15% от общего объема мировой торговли сырой нефтью и 15% от мировой торговли нефтепродуктами. Но в 2024 году объемы нефтяного трафика упали вдвое. Нападения хуситов на торговые суда в Красном море продолжаются уже несколько лет. Так, еще в 2023 году хуситы начали атаковать суда в Красном море, заявив, что действуют в знак солидарности с палестинцами в Газе. Затем нападениям стали подвергаться и торговые корабли, проходящие через Красное море. По данным некоммерческого мониторинга Armed Conflict Location and Event Data, с ноября 2023 года по состоянию на начало марта хуситы атаковали более 130 военных и коммерческих судов в Красном море.

Военные столкновения в Красном море привели к переориентации торговых потоков и к резкому сокращению морского движения в этом регионе. Так, на конец февраля суммарный объем морских грузов, прибывающих в Аденский залив, который соединяется с Красным морем через Баб-эль-Мандебский пролив, оказался на 71% ниже, чем в 2023 году. Такие данные приводит подразделение судового брокера Clarkson Research Services. На 90% относительно 2023 года сократился и транзит контейнеровозов через Красное море.

Вместо Суэцкого пролива многие суда стали следовать через мыс Доброй Надежды, что является более длительным маршрутом из Европы в Азию. Такое отклонение от привычного маршрута может занять на 25% больше времени, чем использование кратчайшего пути через Красное море и Суэцкий канал. По данным инвесткомпании Jefferies, в этом году по сравнению с 2023-м в обход Красного моря было перенаправлено свыше половины сухогрузов против 45% годом ранее. Перенаправлено было и 80% газовозов со сжиженным природным газом (СПГ). При этом в 2023 году 8% мировых поставок СПГ проходили через Суэцкий канал и Красное море. Теперь же поставки СПГ через этот регион практически прекратились. К примеру, западные агентства обращали внимание, что в феврале танкер с СПГ прошел через Красное море всего второй раз с июня 2024 года.

Более долгий маршрут сказывается на стоимости логистики. Дорожает и страхование судов. Расходы на страхование судов, следующих более опасным маршрутом, увеличиваются в 10 раз, сообщают западные агентства. Индекс контейнерных перевозок Platts достиг 5,2 тыс. долл. за FEU (Fourty-foot Equivalent Unit, единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 40-футовым контейнером. – «НГ») в начале января 2024 года – самого высокого уровня с середины 2022 года. Сейчас ставки упали, но это все еще значительно выше докризисных уровней.

«Нападения хуситов на суда в Красном море вызвали самый большой сбой в мировой торговле со времен пандемии COVID-19, снизив активность в одном из самых оживленных морских коридоров в мире», – пишут западные агентства. Через Баб-эль-Мандебский пролив проходит почти десятая часть мировой морской торговли, в том числе около 20% контейнерных перевозок и товаров на сумму свыше 2 трлн долл. в год.

Потери несут и отдельные государства региона. Египет каждый месяц теряет 800 млн долл. из-за снижения доходов от Суэцкого канала, объявил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Ранее доходы страны от эксплуатации Суэцкого канала достигали 10 млрд долл. в год. Однако с осени 2023 года Египет теряет прибыль от использования канала, поскольку многие суда вынуждены были менять маршруты, опасаясь обстрелов со стороны движения «Ансар Аллах». В текущем 2024/25 финансовом году, который заканчивается в июне, Египет, как ожидают власти, потеряет около 7 млрд долл.

Обострение противостояния США и йеменского движения «Ансар Аллах» несет угрозы для экономических интересов КНР на Ближнем Востоке, считают в Китае. «На маршрут через Красное море приходится около 30% торговли Китая с Европой, и рост стоимости доставки и задержки судоходства могут повлиять на интересы китайских компаний», – рассказывает старший научный сотрудник китайского аналитического института «Тайхэ» У Ихун.

В то же время напряженность на Ближнем Востоке подстегивает спрос на «активы убежища», например, на золото. Цены на драгметалл на этой неделе достигли очередного максимума, превысив 3 тыс. долл. за унцию. Золото только с начала года подорожало на 15%. «Эскалация напряженности на Ближнем Востоке, вызванная тем, что Израиль начал военные удары по объектам ХАМАС в секторе Газа, привела к новому росту спроса на золото», – замечает эксперты, ожидая дальнейшего роста цен на драгметалл.

Для мировой экономики напряженность на Ближнем Востоке – крайне негативный фактор. «Через Красное море до 60% мировых объемов нефтепродуктов транспортируется танкерами. В случае если нападения на суда в Красном море будут учащаться, а также с учетом того, что Иран, поддерживающий хуситов, может в любой момент перекрыть Ормузский пролив, цены на биржевые товары – нефть и золото – уйдут в небеса довольно быстро. Издержки и сроки на перевозки вырастут кратко», – считает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.

Этот регион является ключевым морским коридором, а нападения на суда ведут к сокращению трафика через Суэцкий канал, продолжает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «В декабре 2024 года поток грузов в Красном море снизился на 30% по сравнению с предыдущим месяцем, а крупные судоходные компании изменили маршруты своих судов, обходя Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море. Маршрут через мыс Доброй Надежды увеличивает время транзита и транспортные расходы. Дополнительные затраты на топливо для одного судна могут составлять 1–2 млн долл., а время в пути увеличивается более чем 10 дней», – рассказывает он.

Доцент РЭУ им. Плеханова Павел Севостьянов полагает, что эскалация конфликта в Красном море может привести к тому, что ставки на фрахт опять вырастут на 20–30%, а расходы на топливо и страхование – еще сильнее. «Это спровоцирует цепную реакцию: удорожание перевозок ударит по потребительским ценам, усиливая инфляцию, особенно в Европе и Азии», – рассуждает он. На сырьевых рынках вероятен дальнейший рост цен на нефть из-за рисков сбоев поставок и повышенного спроса на топливо для длинных рейсов. Золото, как «убежище», также может укрепиться, не исключает эксперт.

«Ключевым вопросом остается возможность вовлечения в конфликт напрямую Ирана. Во-первых, эта страна является крупнейшим нефтедобытчиком с производством около 3,3 млн б/c, что составляет примерно 3% от мирового спроса на черное золото. Во-вторых, Иран имеет возможность перекрыть Ормузский пролив, через который проходит свыше 20 млн б/с нефти (около 20% мирового спроса)», – добавляет аналитик «Финам» Николай Дудченко.  

Но эксперту компании «БКС Мир инвестиций» Александру Шепелеву такой вариант развития ситуации кажется маловероятным. «Угрозы судоходству в Красном море сохраняются не первый год и время от времени обостряются. На рынках, похоже, не сильно верят в том, что ситуация усугубится – реакция тех же цен на нефть весьма умеренная», – считает он.

Для России кризис судоходства в Красном море может иметь самые разные последствия. «С одной стороны, рост цен на нефть увеличит доходы бюджета РФ. С другой стороны – логистические сложности в Красном море могут затронуть поставки в Азию, куда РФ перенаправила основной экспорт. Альтернативные маршруты (Северный морской путь, трубопроводы) снижают, но не исключают риски: увеличение сроков и стоимости перевозок сокращает доходность. Кроме того, глобальное замедление торговли способно снизить спрос на энергоресурсы, снижая доходы от высоких цен. В результате конфликт создает волатильность для мировой экономики, а для РФ существуют краткосрочные выгоды, но в долгосрочной – логистические трудности коснутся всех участников торговой деятельности», – рассуждает Севостьянов.

В результате переориентации внешней торговли маршрут через Красное море приобрел ключевое значение, сообщает старший научный сотрудник Президентской академии Александр Фиранчук. «Торговля России с Китаем осуществляется преимущественно морским путем между портами европейской части России и юго-восточными провинциями Китая; аналогично и с большинством других азиатских стран. Следовательно, Россия также оказалась среди пострадавших от атак хуситов на торговые суда в Красном море. По сравнению с санкциями нестабильность судоходства в Красном море является второстепенным ограничением для российской внешней торговли, однако оказывает дополнительное давление, увеличивая уже значительно возросшие издержки», – подчеркивает он. Кризис в Красном море в долгосрочной перспективе может усилить инфляцию и увеличить издержки бизнеса и в РФ, говорит аналитик компании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.


Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
3802
Евросоюз накажет республиканские штаты

Евросоюз накажет республиканские штаты

Геннадий Петров

Главными проигравшими от тарифной войны Трампа со всем миром станут его избиратели

0
3508
Константин Ремчуков. Тарифная война США и Китая охватывает все больше товаров и отраслей экономики

Константин Ремчуков. Тарифная война США и Китая охватывает все больше товаров и отраслей экономики

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 07.04.25

0
4792
В тарифных войнах происходит принципиальный поворот

В тарифных войнах происходит принципиальный поворот

Михаил Сергеев

Китай считает противостояние с США спором об изъятии права на развитие, а не о выравнивании торговых пошлин

0
4536

Другие новости