0
1593
Газета Экономика Печатная версия

17.03.2025 20:14:00

Граждане полюбили автомобили постарше

Покупателям машин с пробегом все равно не обойтись без кредита

Тэги: цб, автокредиты, ставки, автомобили с пробегом, старые машины, потребительский спрос


цб, автокредиты, ставки, автомобили с пробегом, старые машины, потребительский спрос Покупатели автомобилей при планировании расходов вынуждены искать баланс между кредитными и собственными средствами. Фото РИА Новости

Как бы Центробанк ни ужесточал условия автокредитования, подавляющее большинство тех, кто готовится приобрести в этом году автомобиль, все равно рассчитывают на кредит. Ведь собственных средств в любом случае не хватит. Но это как раз обычная ситуация для российского авторынка. Экспертов интригует другое: судя по отраслевым опросам, сейчас подавляющее большинство потенциальных покупателей приглядываются именно к автомобилям с пробегом. И это происходит несмотря на то, что на вторичный рынок ключевая ставка давит сильнее, чем на рынок новых машин.

Свыше 80% россиян, опрошенных в феврале экспертами Summit Group, задумываются о приобретении автомобиля. И у половины из них это более или менее оформленный план, предполагающий покупку в текущем году (в опросе приняли участие более 5 тыс. потребителей финансовых услуг).

Подавляющее большинство – свыше 80% – тех, кто намерен купить машину в этом году, готовы приобрести автомобиль именно с пробегом. Более трети таких опрошенных изначально планируют приобретение авто с пробегом, еще треть согласятся на машину с пробегом, если найдут модель, которую давно хотели приобрести. И чуть менее трети потенциальных покупателей взяли бы подержанный автомобиль только с небольшим значением пробега.

Как показал опрос, большинство респондентов намерены потратить не более 1,5 млн руб. В частности, около 39% опрошенных закладывают сумму до 500 тыс. руб., еще 45% респондентов – от 500 тыс. до 1,5 млн руб. Далее идут непопулярные варианты ответа: купить машину стоимостью до 3 млн руб. могли бы 8% респондентов, до 5 млн руб. – 6%, а стоимостью от 5 млн руб. – лишь около 2% опрошенных.

Среди респондентов, планирующих покупку автомобиля, почти все – 89% – собираются воспользоваться заемными средствами. Из них около половины намерены взять кредит в размере всей стоимости автомобиля. Остальные же пытаются нащупать комфортный для себя баланс между заемными и собственными средствами, а также участием в программе трейд-ин (это покупка нового автомобиля в обмен на старый с доплатой, причем «новым» может быть тоже автомобиль с пробегом).

Как сообщила, подводя итоги исследования, коммерческий директор компании Summit Group Елена Малышева, доля россиян, готовых приобрести машину с пробегом, за три последних года выросла вдвое. Средние же суммы, которые закладываются на покупку, напротив, снизились. «Во многом это может быть связано с тем, что большинству на приобретение автомобиля в том или ином соотношении в дополнение к собственным денежным средствам необходимы кредитные. И текущая общая макроэкономическая ситуация с ее неопределенностью сказывается на потребительских ожиданиях», – говорит Малышева.

Несмотря на ужесточение Центробанком условий кредитования, россияне в любом случае не смогут отказаться ни от как таковой покупки автомобиля, ни тем более от обращения за кредитными ресурсами.

Как пояснил основатель компании Anderida Financial Group Алексей Тараповский, автомобиль входит в топ-5 необходимых для поддержания привычного образа жизни покупок, при этом автомобиль, как правило, требует замены в среднем раз в пять лет. Так что, по мнению эксперта, ожидаемо, что в последующие один-два года те потенциальные покупатели, которые ранее по разным экономическим причинам откладывали столь дорогостоящую покупку, все же ее совершат.

И многим россиянам при покупке автомобиля действительно не обойтись без кредита. Однако само по себе именно это все-таки не новость, а вполне обычная ситуация. Знаковой эксперты считают сейчас другую тенденцию – то, что потребители делают ставку на подержанные машины.

Этот выбор может показаться не столь логичным на фоне повышения ключевой ставки Центробанка. Ведь, как пояснил «НГ» коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин, на вторичный рынок ключевая ставка давит сильнее, чем на рынок новых машин. «Для новых машин бывают льготные кредиты с доплатой со стороны государства или производителя. А выплата процентов по кредиту за автомобиль с пробегом целиком ложится на плечи покупателя», – уточнил эксперт.

Об этом же говорят и представители банковского сектора. Например, в пресс-службе ВТБ тоже сослались на стимулирующие меры, касающиеся именно первичного авторынка: это и господдержка, и субсидированные программы производителей, которые позволяют купить новую машину на более выгодных условиях.

По данным Центробанка, ставки по автокредитам – исключая, однако, кредиты с субсидиями автодилеров или автопроизводителей – на фоне увеличения ключевой ставки выросли с 18% в четвертом квартале 2023-го уже до 26% в четвертом квартале 2024-го. Как прогнозируют в Центробанке, в 2025 году темпы роста автокредитов будут умеренными из-за высоких цен на автомобили (в том числе повлияют планы по дальнейшему поэтапному повышению утилизационного сбора), большой стоимости кредитов, а также жесткой макропруденциальной политики.

Но у потребительского спроса на старые машины есть свои причины. «Первая – общее удорожание машин. И в абсолютных значениях, и в пересчете на количество зарплат среднего россиянина, необходимых для покупки авто. Если человеку нужна машина, а на новую денег не хватает, он начинает смотреть в сторону пробега», – пояснил Житнухин. Вторая причина – уход многих привычных марок из России: официальные дилеры больше не предлагают новые машины ряда ушедших брендов, но на вторичном рынке они все еще есть.

Эксперты, однако, считают, что упомянутые в опросе затраты, на которые готовы пойти россияне, в размере до 1,5 млн руб. – это вполне достаточная сумма для выбора автомобиля. Представители банковского сектора отметили, что тем клиентам, которым важна доступность обслуживания и дилерская гарантия, рекомендуется рассмотреть новые автомобили отечественного производства.

Кроме того, на внутреннем рынке РФ в этом ценовом диапазоне достаточно много предложений в сегменте машин с пробегом на любой вкус: более премиальные, но постарше или «посвежее», но попроще. «В этот бюджет вписываются и легковые автомобили, и кроссоверы, и даже внедорожники», – перечислили в пресс-службе ВТБ.

Те покупатели, которые ищут самые выгодные предложения и готовы подождать, могут заказать автомобиль из-за рубежа, воспользовавшись автокредитом с отложенным залогом. За 1,5 млн руб., по уточнению банковских аналитиков, можно заказать машины с пробегом как китайских, так и европейских, японских и даже американских марок.

С бюджетом до 500 тыс. руб. выбор, безусловно, более ограничен, но все равно не мал. Найти подходящий вариант можно как среди российских автомобилей «посвежее», так и среди зарубежных машин «постарше». Просто само понятие «постарше» может растягиваться уже на десятилетия. 



Читайте также


ВДНХ поможет провести школьные каникулы интересно и с пользой

ВДНХ поможет провести школьные каникулы интересно и с пользой

Елена Крапчатова

Знаменитая выставка предлагает с 5 по 13 апреля особую программу событий

0
1010
Прогнозы ипотечного кризиса в России ухудшаются

Прогнозы ипотечного кризиса в России ухудшаются

Ольга Соловьева

Жилищный рынок не дотянет и до пандемийного уровня в этом году

0
5868
Неравномерное распределение богатства в России стало тормозом экономики

Неравномерное распределение богатства в России стало тормозом экономики

Михаил Сергеев

Рекордный объем банковских накоплений не поможет остановить спад в строительстве и автопроме

0
6261
Зеленский пробует помириться с президентом США через посредника

Зеленский пробует помириться с президентом США через посредника

Геннадий Петров

Саудовская Аравия стала местом украино-американских переговоров

0
2888

Другие новости