Череда пенсионных реформ не решила главную проблему – резкий обвал уровня жизни тех, кто выходит на заслуженный отдых. Фото РИА Новости
В 2025 году у россиян – за исключением досрочников – не будет возможности выйти на пенсию по старости. Следующая волна новых пенсионеров ожидается в 2026 году. И именно в следующем году проявятся провалы предыдущей версии пенсионной системы, когда в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) с зарплат граждан принудительно отчислялись взносы на обязательную накопительную пенсию в ущерб сугубо страховой пенсии. Из-за этого часть россиян рискуют теперь недополучить в рамках страховой пенсии более 1 тыс. руб., следует из расчетов депутата Оксаны Дмитриевой. Первыми с такой проблемой столкнутся женщины 1967 года рождения.
В течение последних десятилетий в российской экономике прошло несколько пенсионных реформ. Но несмотря на все сложные и запутанные преобразования, которые то вводили одни правила расчета, то отменяли их и вводили другие, итог один: хоть в стране и нет официально бедных пенсионеров (эта проблема решена за счет доплат до прожиточного минимума), однако государственная пенсия все равно не позволяет обеспечить пенсионеру достойного существования в старости.
И особенно остро эта проблема проявилась сейчас, когда усредненные пенсии стали уже катастрофически отставать от усредненных зарплат (подробнее о том, что простое сравнение пенсий и зарплат не равнозначно коэффициенту замещения Международной организации труда, и о том, что это, однако, тоже важный показатель, см. «НГ» от 18.02.25).
Но и это не все. Уже в ближайшее время все больше россиян начнут ощущать на себе еще одно последствие предыдущих пенсионных преобразований – последствие неудавшихся попыток профильных ведомств внедрить внутри системы ОПС обязательную накопительную пенсию.
Итак, первое, что нужно знать о ближайших перспективах, это то, что в рамках постепенного повышения пенсионного возраста в 2025 году россияне, за исключением определенных категорий досрочников, не смогут выйти на пенсию по старости. Следующая волна новых пенсионеров будет в 2026 году, когда на пенсию начнут выходить женщины 1967 года рождения в возрасте 59 лет и мужчины 1962 года рождения в возрасте 64 лет.
Второе – именно женщины 1967 года рождения рискуют недополучить определенную сумму в виде страховой пенсии. Это следует из расчетов, которые провела депутат Госдумы Оксана Дмитриева и детали которых она раскрыла специально для «НГ».
Потеря средств обусловлена тем, что ранее в стране с зарплат граждан 1967 года рождения и младше в течение 12 лет – с 2002 по 2013-й включительно – работодатели отчисляли часть взносов на формирование обязательной накопительной пенсии в рамках ОПС. И соответственно, эти взносы обходили стороной сугубо страховую пенсию.
Судя по расчетам Дмитриевой, теперь страховая пенсия у таких получателей будет примерно на 1,1–1,3 тыс. руб. меньше, чем у граждан с такой же трудовой биографией, но с зарплат которых никаких принудительных взносов на накопительную пенсию не делалось – это граждане 1966 года рождения и старше (у них не было накопительного элемента в течение 12 лет).
То есть из оценок депутата следует, что при одинаковой трудовой биографии вышедшая на пенсию женщина 1967 года рождения недополучит в рамках страховой пенсии более 1 тыс. руб. по сравнению с вышедшей на пенсию женщиной 1966 года рождения.
Откуда получилась такая сумма? Как рассказала «НГ» Дмитриева, все расчеты осуществлялись исходя из средней зарплаты за период с 2002 по 2014 год и исходя из отчислений на накопительную часть пенсии в 2002–2003 годах в размере 4%, а затем в течение 10 лет – в размере 6%.
«Если бы эти взносы отчислялись не на обязательную накопительную пенсию, а на страховую часть пенсии, то они формировали бы расчетный пенсионный капитал, который бы все эти годы индексировался в соответствии с утверждаемыми постановлениями правительства коэффициентами индексации расчетного пенсионного капитала. Соответственно, к уплаченному объему взносов на обязательную накопительную часть пенсии применены эти коэффициенты», – сказала Дмитриева.
«Далее сумма, накопленная и адекватно проиндексированная, конвертирована в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК, баллы), как того требовала реформа 2014 года, предполагающая переход от расчетного пенсионного капитала к баллам. При средней заработной плате за весь этот период за счет отчислений на накопительную часть пенсии и соответственно из-за отсутствия эквивалентных отчислений на страховую часть пенсии будет потеряно 16 ИПК. С 1 января 2025 года 1 ИПК равен 145,69 руб. Соответственно 16 ИПК (баллов) дали бы прирост страховой пенсии в размере 2331 руб.», – сообщила Дмитриева.
Потеря же в размере примерно 1,1–1,3 тыс. руб. рассчитана, по словам депутата, как разница между, с одной стороны, начисленной накопительной пенсией гражданам 1967–1968 годов рождения со средней заработной платой, которые уже обратились за накопительной пенсией (начать получать накопительную пенсию можно с наступлением «старого» пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), и, с другой стороны, потенциальной частью страховой пенсии, расчет которой и был произведен депутатом.
Спустя несколько лет с аналогичной проблемой столкнутся и мужчины 1967 года рождения, когда им будет 65 лет и когда наступит уже их черед получать от государства пенсию в рамках нового пенсионного возраста. «Такая же судьба будет у мужчин 1967 года рождения и младше, однако обнаружится это, когда они будут выходить на пенсию в 2032 году», – подтвердила «НГ» Дмитриева.
Но возникает вопрос: хоть взносы ранее и не отчислялись в страховую часть пенсии, но тогда одновременно с этим формировались обязательные накопления – и, может быть, они компенсируют потери страховой части? Ведь для того накопительная пенсия и внедрялась, чтобы стать довеском к страховой пенсии.
Дмитриева, однако, считает, что накопительная пенсия не нивелирует потерь, «поскольку доходность по накопительной части за весь период существенно ниже, чем индексация страховой части». И этот как раз и демонстрируют ее расчеты. «Приведенная мной цифра потерь – это именно разница между потенциальной страховой частью и накопительной пенсией при средней заработной плате и при отсутствии софинансирования со стороны компаний», – еще раз подчеркнула Дмитриева.
Приведенные выводы вызвали бурную дискуссию среди экспертов. Как пояснил «НГ» директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков, в период с 2027 по 2030 годы разрыв в пенсиях сохранится для всех, кто формировал указанные накопления, в основном это рожденные в 1967–1986 годах. И по его прогнозу, только после 2030-го этот эффект сгладится, так как «новые пенсионеры» уже не участвовали в обязательной накопительной системе.
Комментируя ситуацию, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова подтвердила «НГ», что «из-за менее интенсивных взносов на формирование страховой пенсии у тех, кто перечислял часть взносов на накопительную пенсию, размер пенсионного капитала по старой схеме может оказаться меньше».
Но, по уточнению эксперта, не все так однозначно. «Важно сравнить накопленную инфляцию и доходности пенсионных накоплений, а они формировались как за счет инвестирования на базе негосударственных пенсионных фондов, так и в двух инвестиционных портфелях Государственной управляющей компании ВЭБ. Доходность была сильно дифференцирована по негосударственным пенсионным фондам, но в целом из-за консервативной политики вложений она находилась на уровне, близком к инфляции, при оценке накопленным итогом», – пояснила Финогенова.
«НГ» также обратилась за комментарием к аудиторам, которые анализируют ситуацию в бюджетной системе страны, включая исполнение бюджета Социального фонда России.
«Счетная палата не может подтвердить либо опровергнуть оценку депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, поскольку соответствующие исследования и расчеты в части влияния формирования накопительной пенсии на размер страховой пенсии не проводились», – сообщили в пресс-службе ведомства.
Вместе с тем, как уточнили в Счетной палате, следует учитывать, что определение размера как страховой, так и накопительной пенсий осуществляется индивидуально исходя из множества персональных данных застрахованного лица.
Это такие данные, как заработная плата, сумма начисленных и уплаченных страховых взносов, нестраховые периоды (армия, уход за ребенком и т.д.), валоризация расчетного пенсионного капитала, индексация расчетного пенсионного капитала в 2002–2013 годах, а также размер средств пенсионных накоплений и результаты их инвестирования.
Об этом же говорят и другие эксперты. «Персональные выплаты в системе ОПС зависят от многих обстоятельств: размера официальной зарплаты, периода отчислений, размера инвестиционного дохода, который получал на пенсионные отчисления конкретный негосударственный пенсионный фонд, периода дожития, который рассчитывается ежегодно. В связи с этим невозможно определить средний размер пенсионных выплат заранее, это можно сделать только в год выплат и очень приблизительно», – пояснил профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.
«Попытки оценивать изменения страховой пенсии из-за перечисления части взносов на накопительную пенсию – это просто игра цифр. Гражданин не делит свою пенсию на страховую и накопительную часть, – говорит при этом директор центра стратегических коммуникаций ЦСР Владимир Дробышевский. – Если у пенсионеров был одинаковый стаж и уровень оплаты труда, то и пенсионное обеспечение будет одинаковым».
Одновременно с этим в Счетной палате привели «НГ» некоторые данные о тех накопительных пенсиях, которые будут выплачены россиянам. «При формировании бюджета Социального фонда России на 2025–2027 годы расходы на выплату накопительной пенсии на 2026 год рассчитывались исходя из среднегодового размера данной пенсии 1 527,55 руб. в месяц и планируемого среднегодового числа получателей – 150,93 тыс. человек», – сообщили в пресс-службе.
Тем пенсионерам, у которых пенсионные накопления оказались слишком маленькими, будет назначена единовременная выплата. «Единовременные выплаты средств пенсионных накоплений планируется выплатить 719,5 тыс. человек, – сообщили в Счетной палате. – Прогнозируемый средний размер единовременной выплаты – 63 862,97 руб.».