Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина докладывает об успехах банков в борьбе с мошенниками. Кадр из видео с сайта www.kremlin.ru
Российская банковская система остается уязвимой для преступников, что создает риски потерь не только при телефонном мошенничестве, но и при взломе самих банковских систем. РФ стала одним из лидеров по числу кибератак на объекты информационной инфраструктуры, что влияет на доступность сервисов финансовых и государственных организаций в банковской сфере, отмечается в новой публикации ученых Российской академии наук.
В условиях повышения социальной напряженности в обществе, вызванной ухудшением экономического положения граждан, как правило, отмечается рост количества противоправных действий в сфере экономики, подчеркивается в исследовании, опубликованном в журнале РАН «Региональные проблемы преобразования экономики».
С 2015 года в нашей стране постоянно увеличивается объем незаконных финансовых операций в банковской сфере, а также усиливается тенденция использования платежных карт для мошеннических действий со счетами физических лиц, отмечает автор исследования профессор Лилия Курманова. По ее словам, растущая активность в сфере экономических правонарушений обусловлена не только мотивами извлечения экономической выгоды, но и стремлением нанести репутационный вред государству. Действительно, рост финансовых преступлений с использованием современных технологий в России остановить пока не удается.
В РФ существует угроза развития преступности в экономической сфере, включая деятельность финансово-кредитных организаций, так как количество подобных преступлений почти не снижается. «Технологии совершения финансовых операций через каналы цифрового банкинга имеют серьезные уязвимости, эксплуатация которых может привести к реализации угрозы совершения операции без согласия клиента. Наблюдаемый в киберпространстве прогрессирующий рост самых разных нарушений, злоупотреблений, преступлений определяется тем, что идентичность и границы здесь размыты, становится легче скрыть личность и источник нападения и проще манипулировать сознанием людей», – утверждает Курманова.
В качестве положительного факта она отмечает сокращение случаев неавторизованных денежных операций с корпоративных банковских счетов, что является результатом применения передовых технологий в защите данных клиентов банка, усиления контроля за клиентскими счетами и своевременного реагирования на подозрительные транзакции со стороны службы безопасности коммерческих банков.
Уже в 2023 году количество регистрируемых инцидентов, связанных с хищениями средств с корпоративных счетов, сократилось до 1660 случаев, что почти в три раза меньше уровня предыдущего года. Однако наблюдаемый скачок в количестве случаев несанкционированного списания физических лиц – клиентов банков свидетельствует о недостатках в работе служб безопасности финансово-кредитных институтов.
Количество зарегистрированных фишинговых атак увеличивается в последние годы с темпом выше 30% ежегодно. Уже более 60% организаций сообщают, что они стали жертвами фишинга хотя бы один раз за последний год. При этом подавляющая часть вредоносных программ приходит компаниям и гражданам через электронную почту. Эксперты Сбербанка, в частности, оценивают потенциальные убытки россиян от кибермошенничества на уровне 300 млрд руб. в год.
Сегодня преступникам, как правило, хорошо известны не только имя и год рождения жертв, но и детали их личной жизни. В прошлом году Роскомнадзор зафиксировал утечку более 500 млн записей о гражданах РФ в социальной сети «ВКонтакте», из крупных сервисов купли-продажи, от телефонных операторов, служб такси, доставки еды, заказа билетов и других источников.
Осознание опасности для государства нарастающей волны финансовых преступлений приходит и на уровень высшего руководства страны. «Ситуация является крайне острой. Ущерб для граждан, а значит, и для государства со стороны телефонных и интернет-мошенников приобрел просто недопустимые размеры, очень большие, поэтому действовать нужно быстро», – поставил задачу президент РФ Владимир Путин на недавнем совещании по борьбе с интернет-мошенничеством 5 марта 2025 года.
«В целом защита на стороне банков стала лучше работать, но активность мошенников тоже непрерывно растет. И даже 0,1% атак, которые не отбиваются, которые удается мошенникам довести до конца, означает миллиарды рублей ущерба», – обозначила проблему председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Защите банков и граждан, в частности, способствует новый закон, который обязывает банки на два дня приостанавливать переводы на счета, если информация о получателе денег есть в базе данных о мошеннических операциях. «И если банк допустил такой перевод, не заморозил его на два дня и не предупредил клиента об опасности, он должен возмещать потери клиента», – объясняет Набиуллина.
По ее словам, Центробанк постоянно пополняет базу данных сомнительных операций, куда информация поступает от коммерческих банков и МВД. Каждый месяц коммерческие банки самостоятельно приостанавливают около 300 тыс. переводов на такие подозрительные счета.
Эксперты ссылаются на данные ЦБ о том, что ежедневно преступники делают не менее 20 млн звонков от имени якобы сотрудников банков, полиции и других организаций. В результате таких мошеннических звонков жертвы отдают злоумышленникам около 44 млн руб. в сутки, или около 16 млрд в год. Причем вернуть украденные мошенниками деньги россиянам обычно не удается. Но вопреки распространенному заблуждению иногда силовикам удается задерживать участников банд телефонных мошенников.