0
1052
Газета Экономика Печатная версия

11.03.2025 20:32:00

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

Тэги: новые нацпроекты, бюджетное финансирование

Online версия

новые нацпроекты, бюджетное финансирование В ведомстве Антона Силуанова зафиксировали неравномерность бюджетного финансирования нацпроектов. Фото РИА Новости

Бюджетное финансирование новых национальных проектов пока идет крайне неравномерно. На одни нацпроекты направлена уже почти половина запланированных средств, тогда как финансирование других еще даже не начиналось. Как считают эксперты, финансирование проектов, связанных с промышленностью, цифровизацией экономики и высокими технологиями, ускорится ко второй половине года. А пока предпочтение отдается секторам с «высокой социальной значимостью». Кроме того, из заявлений чиновников можно сделать вывод, что некоторые проекты могут находиться еще на стадии планирования, разработки или согласования, что пока не требует существенных финансовых вложений.

Как следует из данных Минфина, на 1 марта расходы федерального бюджета на нацпроекты составили 941 млрд руб. из запланированных на этот год 5,9 трлн руб., или 16% от плановых бюджетных назначений. Наиболее высокий уровень исполнения наблюдается у таких нацпроектов, как «Кадры», «Экологическое благополучие», «Семья», «Продолжительная и активная жизнь» и «Молодежь и дети».

К примеру, на нацпроект «Кадры» за два первых месяца этого года направлена почти половина от запланированных средств: 9,7 млрд из 19,6 млрд. Причем финансирование таких федеральных проектов, как «Активные меры содействия занятости» и «Человек труда», уже исполнено на 82 и 74% соответственно. Четверть запланированного бюджета потрачено на нацпроект «Экологическое благополучие». Для сравнения, по итогам первого месяца реальные расходы по нацпроекту составили скромные 3,7% годового бюджета на 2025 год (см. «НГ» от 13.02.25).

Активно выделяются бюджетные деньги и на нацпроекты «Семья» и «Продолжительная и активная жизнь». Они профинансированы уже на 20%. Причем на нацпроект «Семья» ушло две трети всех расходов на все нацпроекты – свыше 600 млрд руб.

Более скромные достижения у таких нацпроектов, как «Международная кооперация и экспорт» (исполнено по итогам двух месяцев 14,4%), «Эффективная транспортная система» (11,9%), «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (10%), «Инфраструктура для жизни» (9,2%), «Туризм и гостеприимство» (8,8%).

В то же время по восьми нацпроектам финансирование фактически не началось или оказалось минимальным. Так, нулевыми по итогам двух месяцев оказались расходы по нацпроекту «Развитие космической деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». При этом еще в феврале этого года правительство РФ продлило госпрограмму «Космическая деятельность России» до 2036 года для «синхронизации ее сроков» с профильным нацпроектом и «расширения горизонта стратегического планирования». Премьер РФ Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами в начале февраля сообщал, что в настоящий момент по поручению президента РФ Владимира Путина завершается формирование инициатив, которые включат в новый нацпроект. В их число войдут мероприятия, которые будут «способствовать мирному освоению космоса», а также проекты, связанные со строительством инфраструктуры и развертыванием внутренней промышленной кооперации для крупносерийного выпуска перспективной техники. Чиновники также рассчитывают и на активное участие частного бизнеса.

В конце прошлого года теперь уже бывший глава госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов заявлял, что на реализацию нацпроекта «Космос» потребуется от 500 млрд до 750 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников. Из данных же Минфина следует, что пока на нацпроект не потрачено ни одного из запланированных на этот год 10 млрд руб.

Минимальные показатели исполнения отмечены также у нацпроектов «Новые материалы и химия» (0,1%), «Средства производства и автоматизации» (0%). В частности, на первый израсходовано лишь 5,9 млн руб. из запланированных 8,4 млрд руб., а на второй – ни копейки из запланированных 52 млрд руб. Отметим, в этот нацпроект входят федеральные проекты, направленные на развитие промышленной робототехники (см. «НГ» от 26.02.25), станкоинструментальной промышленности.

Слабое финансирование можно отметить и у таких стратегически важных нацпроектов, как «Беспилотные авиационные системы» (БАС) и «Экономика данных и цифровая трансформация государства». На нацпроект по развитию БАС по итогам января было потрачено лишь 0,3% годового объема, по итогам двух месяцев немногим больше (1,8%, или 617 млн из запланированных 34 млрд руб.).

45-4-2480.jpg
На нацпроект по развитию беспилотных
систем пока выделено менее 2%
от запланированных средств. 
Фото агентства «Москва»
Вероятно, задержки с финансированием связаны в том числе с большими организационными вопросами и нерешенными проблемами. К примеру, не слишком успешно продвигается нацпроект по развитию беспилотных систем. И сейчас российские чиновники ищут способы оживления работ по беспилотным системам. На прошлой неделе они предложили построить в Белоруссии предприятие по производству беспилотных авиационных систем. «Базовое предложение – строительство в течение года завода, который может выпускать до 100 тыс. единиц ежегодно. Это предложение, которое сделала российская сторона», – заявил замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин. По его словам, такой проект – залог технологического суверенитета.

А глава комитета по промышленной политике Санкт-Петербурга Александр Ситов на этой неделе сообщал, что инновационный центр по производству беспилотников в особой экономической зоне «Новоорловская» будет введен в 2026 году, а в настоящее время только завершена разработка проектной документации. Стоимость строительства центра оценивают в 2,7 млрд руб.

Что касается нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», то, несмотря на то что он формально был запущен с 2025 года, на начало этого года паспорт проекта не был опубликован. Вице-премьер Дмитрий Григоренко представил его в конце февраля. Он тогда обозначал, что нацпроект «Экономика данных» будет разделен на девять ключевых направлений: «Доступ в интернет», «Цифровые платформы в социальной сфере», «Цифровое госуправление», «Отечественные решения», «Искусственный интеллект», «Информационная безопасность», «Перспективные разработки», «Государственная статистика» и «Кадры для цифровой экономики». Как объяснил Григоренко, их количество определено удобством управления и финансирования. Этим направлениям также соответствуют девять федеральных проектов.

В рамках федпроекта «Инфраструктура доступа к сети Интернет» запустится отечественная низкоорбитальная спутниковая группировка из 292 спутников, которая обеспечит 100-процентное покрытие интернетом всей территории России и мира. «Мы создаем отечественную спутниковую группировку – аналог Starlink. Интернет будет везде, даже в тех районах, где из-за экономической нецелесообразности никогда не появятся базовые станции. Мы уже вывели шесть спутников. Спутники отечественные», – сообщал Григоренко. Из данных Минфина следует, что по итогам двух месяцев финансирование по этому направлению не начато.

На федеральный проект «Кадры для цифровой трансформации» по итогам января-февраля направлено 15 млн руб. из запланированных на год 1,9 млрд руб. Ожидается, что это направление обеспечит подготовку квалифицированных ИТ-специалистов: к 2030 году при участии бизнеса будет обучено не менее 250 тыс. студентов, а общее количество работников ИТ-отрасли вырастет до 1,4 млн человек.

Россия начала новый год с 19 новыми национальными проектами, по которым определено бюджетное финансирование. На их реализацию до 2030 года предусмотрено выделение более 53 трлн руб., из которых более 40 трлн – это средства госбюджета, сообщал в феврале вице-премьер Александр Новак.

По мнению экспертов, делать масштабные выводы по итогам только двух месяцев финансирования нацпроектов преждевременно. «Есть нацпроекты, такие как нацпроект «Семья», которые предусматривают регулярные выплаты получателям поддержки с начала года. В виде того же материнского капитала. Эти обязательства выполняются, что сразу отражается в расходах бюджета», – обращает внимание главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.

Другие мероприятия, наоборот, предусматривают возмещение затрат исполнителей на процентные платежи и другие расходы, которые должны быть не только осуществлены, но и соответствующим образом оформлены, продолжает эксперт. «То есть, к примеру, если производителям промышленных роботов или инвесторам в новые химические производства от государства полагается субсидия, получить ее в реальности они могут лишь в конце года, подтвердив свои расходы. С одной стороны, это верно: сначала покажи достижения, потом получи компенсацию. А с другой – развитие идет не так интенсивно, как могло бы», – рассказывает член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. По его мнению, эффективнее было бы, если выделенные госсредства сразу «консервировались» на счетах Федерального казначейства и служили обеспечением для получателей – коммерческих предприятий. Как залог, как гарантия, если им потребуется привлечь заемные средства.

Как поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, финансирование проектов происходит неравномерно из-за необходимости авансирования некоторых из них в начале года. «Минфин в начале года может отдавать приоритет секторам с высокой социальной значимостью (здравоохранение, транспортная инфраструктура, образование), в то время как проекты, связанные с промышленностью, цифровизацией экономики и высокими технологиями, могут получать финансирование ближе ко второй половине года», – полагает он. Кроме того, некоторые проекты могут находиться на стадии планирования, разработки или согласования, что требует существенно меньших финансовых вложений на начальных этапах. «Проекты же, связанные с космосом или новыми материалами, могут требовать длительной подготовки перед началом активного финансирования, а также могут испытывать сложности с поиском исполнителей, высококвалифицированных кадров и сложных высокотехнологичных компонентов для производства», – рассуждает Владимир Чернов.

«В нацпроектах, где очень узкая или специфичная сфера, с чувствительными ожиданиями результатов и их важностью для сторон, внимание ко всем аспектам и деталям кратно выше», - рассуждает эксперт компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов.

Неравномерность связана с отсутствием проработанных программных мероприятий и непроработанностью конкурсной документации для госзакупок, соглашается депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «К сожалению, 44-й Федеральный закон не позволяет принимать оперативные решения для быстрого развития прорывных технологий. Если все так же медленно будет идти, то мы будем проигрывать в конкурентной борьбе», – сетует она. 


Читайте также


Россия начнет новый год с новыми нацпроектами

Россия начнет новый год с новыми нацпроектами

Ольга Соловьева

Президент Путин поручил составить специальный справочник для населения по госпрограммам

0
4826
В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

Михаил Сергеев

Список индустриальных инициатив сократился в полтора раза

0
3494

Другие новости